Беседа медсестры с пациентом. Общение в сестринском деле

Опрятный аккуратный внешний вид уже располагает к себе пациента,

вызывает уважение и оказывает благоприятное психотерапевтическое воздействие.

При общении с любым пациентом медработник должен уметь:

1. установить правильный психологический контакт;

2. рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но при этом учитывать

мед.тайну;

3. успокоить или ободрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии;

4. оградить психику пациента от отрицательного воздействия факторов относящихся к лечебно-диагностическому процессу;

5. соблюдать мед.тайну и личную тайну пациента;

6. использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор;

7. уметь определить в беседе индивидуальные личностные особенности пациента (характер, темперамент, потребности).

8. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками

пациента, с другими сотрудниками.

При общении с пациентом медсестра обязана соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения.

Однако внимание и теплота со стороны медработника не должны носить

интимного характера , не должны побуждать пациента преодолеть дистанцию.

Иногда в состоянии пациента может наступить резкое ухудшение, при этом недопустима паника или растерянность. Все действия медсестры должны быть предельно четким, собранными и уверенными. Нельзя, чтобы пациент видел испуганные глаза медсестры или дрожащий голос. Недопустимы громкие слова и крики на все отделение.

Помимо контактов с пациентами медработник нередко беседует с родственниками и близкими больного. Необходимо учитывать, что среди них

могут быть больные люди, которым необходимо предельно осторожно преподнести информацию. Также в случаях предусмотренных законом, сохранение мед. тайны.



Вначале необходимо представиться (назвать имя, отчество, должность), сообщить цель беседы. Затем узнать от самого больного о его жалобах. Смотрите больному в глаза, наблюдая за его поведением, мимикой, жестами. Это располагает к доверительной беседе. Нельзя начать беседу с личных деликатных вопросов. Не рекомендуется садиться на постель больного, лучше сесть на стул. Визуальный контакт лучше на одном уровне. Говорите спокойно, внятно, с каждым на его языке. Используйте только понятную терминологию. Внимательно слушайте. При беседе проявляйте сочувствие, будьте естественны.

Основными условиями эффективности профессионального общения

является – демонстрация доброжелательности

Интерес

Профессиональная компетентность.

1. Дети дошкольного возраста (для них характерно)

Отсутствие осознания болезни в целом

Неумения формулирования жалобы

Сильная эмоциональная реакция на отдельные симптомы болезни

Восприятие лечебных и диагностических процедур, как устрашающая

мероприятие

Усиление дефектов воспитания в период болезни

Чувство страха, тоски, одиночества вдали от родителей в условиях стационара.

2. Подростки

Бравада является формой самозащиты при внутренней ранимости. Пренебрежительное отношение к болезни и факторам риска.

3. Пациенты работоспособного возраста

Необходимо выяснить отношение пациента к болезни, мед.персоналу.

Деонтологическая тактика мед.работника ориентирована на трудовую и социальную реабилитацию. Выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ.

4. Пациенты пожилого и старческого возраста

Для них характерна психологическая доминанта возраста

Уходящая жизнь

Приближение смерти

Появляется чувство тоски и одиночества. Нарастает беспомощность.

Появляются возрастные изменения: понижение слуха и зрения, памяти,

возрастает обидчивость, ранимость, понижение возможности самообслуживания.

Отсутствует мотивация к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика медперсонала

Поддерживание у пациента ощущения собственной значимости

Увеличение мотивации на выздоровление

Ориентация на двигательную активность

Подчеркнуто уважительное, тактичное, без фамильярности, отношение

Исключить приказной тон и нравоучения.

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ .

Конфликт – с психологической точки зрения это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема требующая разрешения и направленное на его преодоление.

Взаимоотношение между людьми зависят от их психологической грамотности. Путями к преодолению барьера общения является умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации.

Есть созидательные и разрушительные конфликты (это вспомнить необходимо)

Столкновение интересов (потребностей) является источником конфликта .

Факторы которые провоцируют конфликт могут быть разнообразны.

характелогические особенности человек (самокритичность, зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить себе других)

Ø настроение

Ø самочувствие

Ø интеллект

Ø знание и незнание психологического общения, и некоторые другие.

Вероятность наступления конфликта при:

Ø несовместимости характера и психотипов

Ø наличие темперамента холерика

Ø отсутствие трёх качеств (способности к самокритике + терпимость к другим + доверие к другим.) нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.

В конфликтной ситуации нельзя:

Ø критично оценивать партнёра

Ø приписывать ему плохие намерения

Ø демонстрировать знаки превосходства

Ø обвинять только партнёра

Ø игнорировать его интересы

Ø смотреть на ситуацию только со своей стороны

Ø преувеличивать свои заслуги

Ø раздражаться, кричать, нападать

Ø задевать “болевые точки” партнёра

Ø обрушивать на партнёра претензии

ТИПЫ КОНФЛИКТА.

конфликты могут быть:

Ø межгрупповые

Ø скрытые (внутренние)

Ø открытые (внешние)

Ø случайные и преднамеренные

Ø внутриличностные и межличностные

Даниэль Дэна выделил 3 уровня конфликта

Если будет продолжаться – вероятность эмоционального срыва и физического насилия. Неумение находить выход из конфликтной ситуации – барьер общения .

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Прежде всего, учёт индивидуальных особенностей личности (характер, темперамент….)

1) Если у человека доминантный характер (жёсткий самоуверенный) необходимо дать возможность выявить свою доминантность! (не прерывать его, спокойно придерживаться своей точки зрения) В противном случае будет конфликт.

2) Недоминантный характер – чуток к внешним признакам силы. (уступчивый, легко теряется, терпеливо переносит когда его перебивают) !Нельзя повышать на него голос

3) Ригидный характер не терпят когда их перебивают в общении с ними необходим максимальный такт и терпение.

Самой главной профилактикой конфликта является создание благоприятного психологического климата.

Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верное решение, чтобы конфликт не возник.

Сотрудничество - это взаимодействие медсестры, пациента и его семьи, обеспечивающее обучение и развитие пациента. Позитивные взаимоотношения между сестрой и пациентом во многом определяют результаты ухода.

Задачи медсестры в установлении с пациентом поддерживающих отношений:

1. Создание атмосферы доверия.

2. Способствование сохранению и развитию способностей пациента.

3. Содействие личностному росту и развитию пациента в процессе совместного решения проблем.

4. Формирование у пациента умения действовать, как полагается физически и эмоционально здоровому человеку.

Психология обращения с больными людьми - общая дисциплина, распространяющаяся на деятельность, как врачей, так и сестер, суть которой: знания в области общения и центр: умение подойти к пациенту, найти ключ к его личности, путь к созданию контакта с ним.

Существуют два главных правила общения:

1. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

2. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Медсестра может быть плохим слушателем не только потому, что ей неинтересно, или не хватает времени, но и потому, что она может быть поглощена своими мыслями, переживаниями. Поэтому важно учиться слушать, «отодвигая» свои проблемы на время в сторону.

В процессе слушания медсестра внимательна и к сигналам невербальной коммуникации , которые поступают от пациента.

Функция умения слушать, достаточно важна не только для сбора информации о пациенте. Возможность высказаться в ситуации безопасности, которую создает медсестра, уже сама по себе оказывает психотерапевтический эффект на пациента (т.е. выступает как своеобразный способ сестринского вмешательства).

В процессе беседы между медсестрой и пациентом формируется атмосфера доверия, которая очень важна для последующей работы с ним. В процессе общения не только медсестра знакомится с пациентом, но и он лучше узнает ее. Американский психолог К. Роджерс установил, что, если человек в 40% случаев проявляет в общении один и тот же стиль реакции, определенный фиксированный набор коммуникативных приемов, то его собеседник вправе думать, что этот человек ведет себя всегда так. Именно так рождаются у пациентов мифы о медицинских работниках, медсестрах, что приводит к навешиванию им ярлыка «добряк», «строгий», «обо всем знающий», «понимающий», др.


Чтобы пациент слушал сестру, он сам ею должен быть выслушан.

Культура речи медсестры предполагает умение:

1. Точно формулировать мысль

2. Грамматически правильно ее оформлять

3. Излагать ее доступным для пациента языком

4. Ориентироваться на реакцию пациента

В общении с пациентами медсестре не стоит злоупотреблять медицинской терминологией, часто не понятной для пациента и пугающей его.

Речь медсестры должна служить показателем ее заинтересованности в судьбе пациента, показателем ее профессиональной компетентности и культуры.

В общении важны не только слова как таковые, но и мысли, чувства, передаваемые словами.

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в нашем общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма, т.е. невербальная информация, - около 5/6. Словесная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится к невербальной коммуникации.

Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать невербальное общение. Исследователи доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики и жестов.

Информация о пациенте передается медсестрой врачу в виде сестринского первичного психологического диагноза, его следует рассматривать как составляющую сестринского диагноза.

Психологический диагноз - это комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем окружении. Этот диагноз указывает на те значимые для пациента потребности, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются, указывает на те сферы жизни пациента, которые вызывают у него повышенную эмоциональную напряженность.

Имидж медсестры.

Предпосылкой доверия пациента медсестре является ее квалификация. Но она является только инструментом, эффект применения которого зависит от других личностных качеств медсестры. У пациента должно создаться впечатление, что медсестра хочет ему помочь. Безучастный голос, неприветливое, мрачное выражение лица медсестры пациент может отнести на свой счет.

Медсестра вызывает доверие, если она спокойна, уверена, оптимистична, добросовестна, терпелива, но не надменна или груба.

Имидж - это набор качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Имидж медсестры - набор качеств, которые пациенты ассоциируют с конкретной медсестрой. Имидж начинает работать с первых мгновений знакомства.

Привлекательный образ можно построить лишь на основе естественного самораскрытия своей индивидуальности. Искусство имиджирования состоит не в фальши, а в подчеркивании своих истинных достоинств и в неакцентрировании недостатков.

Этапы построения имиджа:

1 этап - осознание своего Я, своих достоинств и недостатков (образ Я - для себя);

2 этап - построение своей публичной идентичности (образ Я - для других, каким хочу предстать в глазах других), которая не должна разительно отличаться от личностной идентичности, иначе не сможешь скрыть фальшь в своем поведении;

3 этап - самопрезентация (трансляция своей публичной идентичности, «самоподача»).

Внешность существенно влияет на приписывание положительных качеств. На формирование имиджа влияют и особенности речи. Невербальный компонент общения (контакт глаз; проксемимика - организация пространства и времени общения; экстра и паралингвистика - тембр голоса, темп речи, паузы; оптико-кинетическая сфера - мимика, пантомимика) также несет большую информационную нагрузку.

Недопустим недостаток внимания медика к своему внешнему виду. Единство содержания и формы являет собой гармонию, достойную восхищения. Благоприятное или неблагоприятное воздействие на процесс лечения оказывает не только впечатление, которое производит на пациента персонал, но с само лечебное учреждение.

Установление психологического контакта с пациентом, повышение его доверия к медицинскому персоналу и к лечебному учреждению нужны для того, чтобы пациент:

· начал делать все от него зависящее, чтобы выздороветь;

· как можно скорее отказался от роли больного;

· сотрудничал с лечащим персоналом, выполнял назначения врача.

Причиной неблагоприятного развития взаимоотношений между медицинской сестрой и пациентом может быть несоблюдение ею необходимой психологической дистанции (например, флирт или эмоциональная идентификация с ним, беспомощное сочувствие).

Болтливость медсестры может внести конфликтные элементы не только в ее взаимоотношения с пациентом, но и во взаимоотношения пациентов между собой.

Прием подарков от пациента приводит нередко к сознательной или бессознательной дискриминации тех, кто этого не сделал, что снижает к ней доверие со стороны всех пациентов.

Однако, иногда, когда имеешь дело с ранимым пациентом, отказ от подарка может нанести сильный удар по его самолюбию, продемонстрировать, что он для тебя ничего не значит. Считается, что благодарность может быть принята, если она выражается в цивилизованной форме, не противоречит принципам гуманизма и духовности, действующему законодательству.

Медсестре нужно быть внимательной к различиям своих пациентов в отношении культуры, к которой они принадлежат, она должна быть готова оказать помощь представителям разных рас, культур и этнических групп.

Эмоциональная идентификация. Эмпатия (от англ.empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) - способность индивида воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому, не предполагает и оценочного реагирования. Она сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого).

Сочувствующий собеседник всегда готов выразить свое сострадание говорящему, быстро с ним согласиться. Используемые приемы: похвала, вербальное согласие, успокаивание, сочувствие, утешение. При использовании такого вида слушания имеется опасность в эмоциональной идентификации медработника, в этом случае самому медработнику может понадобиться профессиональная психологическая помощь.

Эмпатическое слушание - высший уровень умения слушать, предполагает вчувствование (способность понимать собеседника не умом, а сердцем). При этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства говорящего, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это разновидность нерефлексивного слушания, которому можно научиться.

Нерефлексивное слушание - слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Это активный со стороны слушающего процесс, предполагает умение внимательно молчать. Его предназначение - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Правила такого слушания:

1. Минимум ответов (невмешательство)

2. Быть своеобразной «губкой», впитывающей все, что говорит собеседник, без какого-либо отбора и сортировки

3. Постоянно подавать собеседнику сигналы, что его слушают и сосредоточены на том, что он говорит (реплики: да-да, кивки головы)

Издержки этого вида слушания: пациент может расценить внимание медсестры как полное согласие с содержанием его рассказа, в течение длительного времени приходится слушать иногда пустую болтовню.

Медсестре приходится балансировать в общении с пациентом между открытым и деловым общением. Быть понимающим слушателем - это хороший способ поддерживать этот баланс. Умение слушать создает атмосферу доверия.

Умение слушать собеседника - важная составляющая психологической подготовки медсестры.

Трансфер - это перенос на медицинского работника эмоционального отношения пациента к значимым для него людям (отцу, матери и т.д.).

Термин впервые стал применяться в психоанализе. Различается трансфер:

· позитивный - перенос чувства любви, уважения, доверия, привязанности и т.д.

· негативный - перенос чувства страха, ненависти, отвращения и т.д.

В процессе сестринского ухода эти чувства могут спонтанно возникать у пациента при отсутствии в ее поведении объективных причин для этого. Пациент сам не понимает, почему он «влюбляется» в медсестру или начинает ее ненавидеть без всяких на то внешних оснований. Так, человек, всю жизнь страдавший от недостатка любви и заботы, возможно, ждет от медсестры именно этих чувств. Он может начать восторгаться ею, но если его ожидания не оправдаются, то может вдруг и возненавидеть ее. Начинающие медсестры, теряются, когда сталкиваются с сильными проявлениями со стороны пациентов таких эмоций, как любовь, сексуальное влечение, или ненависть, ненасытная требовательность, агрессия.

Например, «непослушный» больной может вести себя по отношению к медсестре как упрямый, непослушный ребенок по отношению к матери.

Усилению трансферных реакций способствуют:

1. Сохранение медсестрой внешней пассивности и нейтральности

2. Проявление ею заинтересованности личной жизнью пациента

3. Ее активное слушание пациента

Именно так ведет себя обычно медсестра, поэтому большая вероятность, что в профессиональной жизни она столкнется с трансферными реакциями пациентов.

Контртрансфер - это перенос медработником своих эмоций на пациента, ответ на трансфер пациента. Контртрансфер разрушает обычно доброжелательно-нейтральную позицию медсестры, вызывая в ней внутреннюю дисбалансировку, проявляющуюся в виде гнева к пациенту, раздражения, боязни пациента или особой любви к нему. Контртрансфер усиливается в период переживания медсестрой стрессовых событий и неразрешенных конфликтов.

Общение с пациентом в стационаре и вне него. В основе ухода за пациентом лежит комплексный подход к человеку, учитывающий физиологические, личностные, социальные и духовные потребности пациента и его семьи.

Когда человек встречается с определенными препятствиями на пути достижения жизненных целей, то он испытывает кризис. Медсестра стремится уменьшить уровень напряженности пациента, связанный со стрессовой ситуацией, в которой он находится, помогает пациенту адаптироваться к своему положению, помогает ему найти в себе силы, чтобы улучшить это положение. Пациента приходится обучать справляться с кризисной ситуацией, ведь вся жизнь сопровождается теми или иными вызовами и нужно уметь на них отвечать. В ходе преодоления проблемы, кризисной ситуации происходит развитие личности, человек становится мудрей.

При поступлении в стационар больной нередко страдает от перемены обстановки. Он может выражать свое недовольство открыто или держать при себе. Первый тип больных создает особые затруднения для остальных больных. Есть больные, которые не желают приспосабливаться к требованиям больничной среды.

Первая реакция пациента на сообщение диагноза может быть следующей:

1. Действительное спокойствие

2. Кажущееся спокойствие

5. Суицидные тенденции и даже попытки

На отношение человека к болезни влияют уровень образования, культуры, предрассудки, которых он придерживается, обычаи, поведение окружающих.

То как больной переносит свою болезнь, находит отражение в его поведении:

· больной-борец не закрывает глаза перед бедой; он относится к болезни как к врагу, которого надо побороть; делает все возможное в интересах выздоровления

· капитулирующий больной становится пассивным, беспомощным; им нужно все время заниматься

· больной, отрицающий факт заболевания, не хочет ничего слышать о лечении, заболевании

Терапевтическая среда - обстановка, способствующая самоуважению и личной ответственности, привлечению пациента к осмысленной деятельности.

Взаимоотношения между пациентами оказывают существенное влияние на их самочувствие. Медицинский персонал должен воспитывать в пациентах товарищество, сочувствие друг к другу. Так же он должен заботиться о том, чтобы индивидуальный режим пациента, мобилизующий его защитные силы, органически вписывался в лечебно-охранительный режим отделения.

Лечебно-охранительный режим предусматривает защиту центральной нервной системы пациента от чрезмерных внешних воздействий: создание условий для максимального щадящего режима пораженных органов и систем; поддержание комфортных условий для организма в новых для него условиях существования - в условиях болезни. Применение принципа лечебно-охранительного режима и создание лечебной среды в медицинском учреждении не так легко. Кроме материальных затрат, оно требует прежде всего постоянного воспитания и самовоспитания всех медицинских работников.

Здоровый социально-психологический климат лечебного учреждения предполагает взаимодоверие сотрудников, стремление добросовестно выполнять свою работу по принципу «никакой снисходительности», постоянный обмен информацией, контроль за результатами выполнения программ, эффективность деятельности больничной администрации и стиль ее работы.

Совместная работа врача и медсестры по бригадному принципу в качестве уважающих и зависящих друг от друга профессионалов повышает ответственность медсестры, позволяет каждому профессионалу выполнять те функции, для которых его готовили. Основа успеха совместной работы - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.

Условия формирования кооперативной взаимозависимости:

1. Свобода и открытость информационного обмена

2. Взаимная поддержка действий, которые группе приходится делать, убеждение в их оправданности

3. Доверие, дружелюбие в отношениях сторон

4. Эффективная обратная связь

Создание успешно работающей команды - это искусство. Чтобы команда состоялась, ее нужно скомплектовать и вырастить. Важно, чтобы люди имели желание кооперироваться, работать вместе.

Общение с родственниками пациента . Болезнь одного из членов семьи вносит ограничения в семью, требует особого режима, изменения привычного жизненного уклада, заставляет менять планы на будущее, перераспределять обязанности, вызывает чувство страха, неопределенности, беспомощности.

Психология родственников обусловлена их личностью, сформированной прежней жизнью, и отношением к больному. Интерес большинства родственников сосредотачивается на том, чтобы способствовать быстрому выздоровлению. Зачастую родственники бывают больше обеспокоены болезнью, чем сам больной. Они обеспокоены всевозможными разговорами, слухами, проблематичными сведениями о болезни, медицинском персонале, стараются что-то предпринять в пользу больного.

Сверхзаботливые родственники часто обременяют медперсонал обширными расспросами и рассуждениями о состоянии и лечении больного. Необходимо быть терпеливым и помнить, что родственник встревожен и также нуждается в первичной психологической помощи.

Если медсестра замечает, что состояние больного в стационаре после визита посетителей регулярно ухудшается, то она должна сказать об этом лечащему врачу, который может регулировать посещения.

Как больной, так и родственники имеют право на информацию, касающуюся каждого из них. Однако права одного иногда вступают в конфликт с правами другого (например, больной хочет знать, что с ним происходит, но не хочет, чтобы родственники знали о каких-то аспектах его болезни). Иногда родственники у медсестры хотят уточнить какую-то информацию. Медсестре нужно быть очень внимательной и не передавать лишние сведения ни больному, ни его родственникам, не согласовав свои действия с лечащим врачом.

Управление общением предполагает воздействие на процесс общения, которое выбрано из множества возможных с учетом поставленной цели, состояния объекта управления и ведет к приближению цели.

Личность сознательно может управлять своим общением, влиять на свои взаимоотношения с другими людьми, на свою привлекательность в системе межличностных взаимоотношений.

Можно выделить три взаимосвязанные сферы, требующие внимания медсестры, ее умения управлять процессами в них:

1. Непосредственно профессиональная работа по осуществлению сестринского процесса

2. Свои внутренние психические процессы и состояния, включенные в межличностное взаимодействие с пациентом

3. Складывающиеся межличностные взаимоотношения с пациентом, уровень возникшего доверия

Все эти сферы взаимосвязаны и влияют на эффективность профессиональной деятельности медсестры, т.к. она работает не только с помощью технологий сестринского ухода, но и посредством своей личности, посредством тех отношений, которые она создает между собой и пациентом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему

«Особенности общения с пожилыми пациентами»

Выполнила студентка группы II м/с И

Харитонова Светлана Ильинична

Чебоксары, 2012 г.

Психологические особенности пожилых людей

Забота о престарелых людях - занятие, требующее специальных знаний, причем не только в медицине, но и психологии. Необходимо знать с какими особенностями поведения придется столкнуться.

Одна из главных психологических особенностей людей в пожилом возрасте - чувство одиночества. К сожалению, для этого зачастую есть объективные основания - недостаток общения, невнимание со стороны близких, невозможность вести привычный образ жизни и т.п.

Чувство одиночества возникает и из-за разности поколений -- пожилым людям трудно найти взаимопонимание с детьми и внуками, трудно ориентироваться в их интересах. А друзей-ровесников, по понятным причинам, становится все меньше и меньше, старикам не с кем поделится своими чувствами или часто они остаются не понятыми. В результате развивается чувство одиночества, которое наносит человеку душевную травму.

Еще одна особенность заключается в том, что пожилым людям, как правило, трудно адаптироваться к чему-либо новому. Большую роль в этом играет нежелание развиваться, а мотивация простая - «А зачем мне это надо? Жизнь практически прожита!»

Многие ассоциируют старость с немощью, причем иногда настолько сильно, что сами начинают ощущать себя немощными. Все это усугубляется болезнями - пожилой человек начинает погружаться в них, постоянно думать о своих болячках, посещать поликлинику, выискивая новые болезни. Как результат - затяжная депрессия и страх за свою жизнь.

Осуществляющим уход за престарелыми людьми, важно понять, в чем нуждаются старики, какие чувства они испытывают, какая помощь им необходима. Пожилым людям необходимо общение, понимание, чтобы было с кем обсудить свои проблемы. И, конечно же, нужно терпеливо относиться к постоянным жалобам, особенно у больных людей, не срываться криком на их выходки и причуды. Если пожилые люди почувствуют искренние внимание, заботу, что они нужны кому-то, то многие проблемы останутся позади.

Как видно из вышеизложенного, забота о пожилых людях требует не только искреннего желания помочь, но также специальных знаний и большого количества свободного времени.

Проблемы, свойственные старческому возрасту

Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Наблюдается постоянный рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

В процессе старения снижаются адаптационные возможности организма, создаются уязвимые места в системе его саморегуляции, формируются механизмы, провоцирующие и выявляющие возрастную патологию. С увеличением продолжительности жизни возрастают заболеваемость и инвалидность. Болезни приобретают хронический характер с атипичным течением, частыми обострениями патологического процесса и длительным периодом выздоровления.

У старых людей зачастую обнаруживается целый «букет» таких хронических болезней. В старости особенно важным и значимым является даже не само наличие той или иной болезни, а то, в какой степени оно ограничивает повседневную деятельность человека.

Общее физическое состояние старых людей является интегральным показателем здоровья и трудоспособности. Для них наиболее важно сохранить способность к нормальной жизнедеятельности, то есть к самообслуживанию, и поэтому их основными характеристиками следует считать:

* степень подвижности;

* степень самообслуживания.

Вне всякого сомнения, таким объективным показателем состояния здоровья в старости является прикованность к ограниченному пространству. По этому признаку выделяют следующие категории старых людей: а) свободно передвигающихся; б) в силу ограниченной подвижности прикованных к дому, квартире, комнате; в) обездвиженных, беспомощных, прикованных к постели.

С учетом этого универсального для всех старых людей признака можно достаточно быстро, а главное, объективно определить, какой объем медицинской и социальной помощи и в какой очередности требуется в каждом отдельном случае.

Нарушение мочеиспускания относится к одним из самых неприятных симптомов старости. Это расстройство, причиняя физическую боль, нередко становится причиной и душевных страданий. Оно наблюдается чаще у женщин; у мужчин типичной является задержка мочи при аденоме простаты, но может быть и выделение мочи самопроизвольно каплями. Недержание мочи вызывает неприятный запах, неизменно сопутствующий такому человеку. Это расстройство в случае несоблюдения правил личной гигиены может привести к конфликтам и изоляции старого человека в семье, поскольку запах, распространяемый им, неизменно вызывает неприязнь всех окружающих.

По мере старения возрастает и риск возникновения таких болезней цивилизации, как склероз кровеносных сосудов, коронарная болезнь, ожирение, сахарный диабет, гипертония и др.

Старческая немощь - это состояние, при котором человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, необходимые для нормальной самостоятельной жизни. Это состояние называют также «старческой жизненной несостоятельностью». В данном случае уже требуется постоянная опека и помощь; немощный старый человек не может жить один, он должен либо находиться в окружении своих близких, готовых ухаживать за ним, несмотря на все трудности, либо перейти на жительство в дом для престарелых. Старческая немощь может быть обусловлена психическим или физическим дефектом (маразмом), но чаще - совместным влиянием того и другого.

Второе место занимают постинсультные поражения. Такие явления могут сопровождаться слабоумием, но довольно часто интеллект и память при этом совершенно не страдают. Неврологические потрясения бывают выражены в различной степени:

Перелом шейки бедра является третьей причиной, приковывающей старого человека к постели. Чем старше возраст, тем меньше шансов на благополучное сращение перелома; в глубокой старости, как правило, хирургическое лечение не проводится. Эти переломы нередко являются причиной смерти очень старых людей спустя несколько дней или недель после перелома.

На четвертом месте стоят дистрофические изменения суставов, хронический деформирующий полиартрит, которые не только вызывают деформацию суставов, но иногда полностью обездвиживают больного, затрудняют многие привычные повседневные действия. Это особенно тяжело переносится старыми людьми, которые, сохраняя ясность ума, становятся совершенно беспомощными и зависимыми от посторонних людей.

психика лечебный старость общение

Особенности общения и проведения лечебных мероприятий пожилому человеку

Общеизвестно, что именно повседневное общение специалиста с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов.

Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу или среднему медицинскому работнику, от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются.

С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.

При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.

Общими принципами оказания помощи немощным старым людям являются:

*своевременное протезирование, применение слуховых аппаратов, ортопедической обуви, использование различных подручных средств и приспособлений;

* кинезотерапия, т.е. упражнения, позволяющие восстановить способность к передвижению и навыки самообслуживания;

* физиотерапия и водные процедуры;

*фармакотерапия, способствующая физической и психической реабилитации;

* рациональное питание (диета соответственно заболеванию), психотерапия;

* эрготерапия, т.е. трудотерапия специально подобранными трудовыми занятиями.

Методы восстановления способности к передвижению у прикованных к постели старых людей бывают пассивными и активными. Обычно пассивный метод применяется сразу же после нарушения двигательных функций. Он включает массаж и пассивную гимнастику, выполняемую с помощью близких или медицинской сестры. Активное восстановление проводится усилиями самого больного. Этапы пассивного и активного восстановления могут иметь различную длительность в зависимости от причины заболевания, возраста и общего состояния старого человека. Немаловажную роль играет и психическое состояние больного, его желание как можно быстрее восстановить свою независимость.

Таким образом, знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старостью, должны быть положены в основу подхода медперсонала к пациентам старших возрастных групп и учитываться при оказании гериатрической помощи. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус пациентов старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызвать у них ряд сдвигов, обусловливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья. И роль медицинской сестры в этом далеко не последняя.

Передача информации вообще осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:

· увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;

· увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;

· использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;

· избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую -- вечером».

Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости -- пресбиакузису; снижаются:

· способность восприятия всех тонов, но больше всего -- высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;

· способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

У пожилых людей ухудшается ототопика -- способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

· более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;

· подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;

· использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);

· говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;

· по возможности исключать посторонние шумы;

· смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;

· записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;

· разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.

Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Особенно страдают сосочки, воспринимающие сладкое и соленое, что приводит, с одной стороны, к повышенному потреблению сладкого и соленого и сентенциям типа: «Вот в наше время были конфеты, а это что...». С другой стороны, снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых случаях все это может осложняться старческой деменцией.

Что же можно сделать для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте» (Schiffman S., 1997). Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68% (Langan, M., Yearick, E., 1976).

С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.

В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера.

То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него -- и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.

Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о каждом пациенте. Именно оно лежит в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

Нам кажется, что более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого возраста способствует использование в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать окружающих с ватными шариками в ушах; наденьте на глаза повязку из не очень прозрачной пленки и попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу, забинтовать руку и потом ею что-либо сделать и т.д.

Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

Поэтому одна из главных целей деятельности гериатрической медсестры -- это адаптация к объективно и субъективно меняющимся условиям жизни лиц пожилого и старческого возраста путем расширения возможностей для удовлетворения потребностей пациентов. Другая цель -- формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжелом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности. А когда меняются представления, меняется действительность, в которой живет человек, меняется и он сам.

Список литературы

1. Актуальные проблемы ухода за больными на дому и в стационаре и значение патронажных служб в их решении. Материалы конференции. М., 2000.

2. Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына, Е. Р. Шилина, В. Р. Цымбалюк - Организация специализированного сестринского ухода.- М., 2009

3. Пожилой пациент. М.: Издательский дом «Русский врач». - 2007. - 104 с. Приложение к журналу «Медицинская сестра».

4. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палева. М., 2003.

5. Флинт А. Особенности ухода за пожилыми людьми в стационаре // Сестринское дело. - 1997, № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Восстановление проходимости дыхательных путей. Искусственная вентиляция легких. Оснащение для оказания неотложной помощи. Удаление инородных тел из дыхательных путей. Особенности восстановления кровообращения и проведения наружного массажа сердца.

    реферат , добавлен 17.09.2009

    Исследование анатомических и физиологических особенностей пожилых для успешного проведения анестезии. Сходство между детьми младшего возраста и пожилыми, отличающие их от остальной популяции. Особенности действия лекарственных препаратов у пожилых.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях. Принципы оказания первой помощи, особенности ее оказания учителем. Практическое исследование по выявлению знаний учителей средней школы о правилах оказания медицинской помощи.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2013

    Особенности реализации права на оказание медико-социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями). Принципы лечения пациента. Проблема стигматизации психических заболеваний и пути ее преодоления. Переживания стигмы.

    презентация , добавлен 27.01.2016

    Этиология и патогенез, особенности клиники и диагностики хронической сердечной недостаточности. Возрастные изменения органов и систем. Методы нефармакологического и хирургического лечения заболевания. Планирование сестринского ухода за пациентами.

    контрольная работа , добавлен 16.09.2014

    Актуальность проблемы поражения токсическими веществами, употребления некачественных пищевых продуктов и медицинских препаратов в Украине. Диагностика и симптоматология отравлений, общие принципы первой медицинской помощи, различные методы детоксикации.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Болезни пожилых людей. Правила питания больных пожилого возраста. Общие принципы ухода за больными пожилого и старческого возраста. Особенности течения заболеваний различных органов. Обеспечение мероприятий личной гигиены. Контроль приёма лекарств.

    презентация , добавлен 25.03.2015

    Определение общения, его виды, уровни, функции, механизмы. Психологическая ориентация, стратегия и тактика в общении. Психологические барьеры в общении и их преодоление. Особенности психологии общения медицинской сестры. Профилактика конфликтных ситуаций.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2011

    Факторы, обеспечивающие доступ к службам здравоохранения, показатели результативности. Результаты медицинской деятельности. Деонтологические аспекты общения медицинских работников с пациентами, их родственниками. Управление качеством медицинской помощи.

    презентация , добавлен 14.07.2014

    Определение понятий "хоспис" и "паллиативная помощь". История становления и развития хосписа. Проблемы оказания паллиативной помощи в России. Особенности психологической помощи медсестры в хосписной и паллиативной помощи при болевых ощущениях у пациентов.

Хороший психологический контакт с пациентом – основа успеха его лечения и выздоровления.

Доверие больного к медицинскому персоналу. Медицинская тайна – сведения о больном, не подлежащие разглашению. Информация, которую не следует доводить до сведения самого больного, с учетом его личностных свойств, с целью сохранения его душевного равновесия.

Общение с пациентом, сбор анамнеза, беседа. Слова врача и медсестры как чудесные исцелители.

Умение выслушать пациента, познать его внутренний мир и личные проблемы.

Виды общения с пациентом (классификация С.И. Самыгина).

Невербальное общение, умение владеть невербальными приемами коммуникации.

Улыбка пациенту – залог успеха в общении.

Общение с пациентом с учетом его темперамента, черт характера, эмоционального состояния, ведущей сенсорной системы.

Понятие о территориальных зонах. Правила эффективного общения.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Необходимые психологические условия и психологические приемы для установления благоприятного контакта с пациентом.

2.Приемы общения, вербальные и невербальные методы коммуникации.

3.Характеристику темпераментов, акцентуаций характера, типов реакций на болезнь.

4.Определение медицинской тайны, необходимость ее сохранения в определенных условиях.

5.Территориальные зоны в общении.

6.Правила эффективного общения с пациентом.

Студенты должны уметь:

1.Осуществлять индивидуальный подход к больному с учетом темперамента, черт характера, настроения, индивидуальной реакции на болезнь.

2. Создать благоприятную психологическую обстановку для ведения беседы.

3.Вести беседу, внимательно выслушивать пациента, задавать вопросы.

4.Использовать невербальное общение, эмпатию для познания внутреннего мира пациента.

5.Хранить сведения, доверенные больным.

6.Проявить чуткость, деликатность, тактичность при индивидуальной работе с пациентом, быть доброжелательным.



7.Внушать пациентам веру в улучшение состояния, в выздоровление, в благополучный исход болезни или операции.

Доверие как основа психологического контакта с пациентом

Установление хорошего психологического контакта между медицинской сестрой и пациентом является основной успеха его лечения и выздоровления. Медсестра проводит с пациентами много времени, оказывая на них постоянное влияние.

Доверительные близкие отношения между ними сами по себе являются благоприятной лечебной атмосферой, необходимой больному.

Заботливая, внимательная терпеливая медсестра нередко становится для пациентов почти «мамой», любимой «сестрой», образцом для подражания.

Контакт с пациентом всегда основан на доверии. Больной спокоен, когда знает, что о нем заботятся, о его состоянии беспокоятся, о его состоянии беспокоятся, знает, что получает все необходимое. В этом случае он чувствует себя защищенным, в безопасности. Доверие так же основывается на уверенности пациента в том, что его интимные тайны не будут разглашены. Медицинская сестра, умеющая, хранить тайны всегда будет пользоваться доверием.

Медицинская тайна – это сведения о больном, не подлежащие разглашению:

а) в обществе

б) самому больному.

О пациенте не принято рассказывать все те сведения, которые он сам бы не хотел разглашать, а также венерические заболевания, СПИД, психические болезни и т.д.

Самому больному не говорят о его смертельном заболевании, близкой кончине, возможном неблагоприятном исходе болезни при операции, сроке его жизни. Особенно это касается ранимых, неуравновешенных, высокотревожных больных. Многим пациентам с сильным уравновешенным характером, спокойным, волевым людям можно сказать о том, что у них рак, что болезнь тяжелая, возможно неизлечимая. Но при этом обязательно подчеркнуть, что будет сделано все возможное для лечения и продления жизни. Больного надо убедить в том, чтобы он верил во врачей, в медицину, в себя и в свои силы. При высокой мотивации к выздоровлению, при выраженном стремлении больного поправиться, течение даже самого тяжелого заболевания может дать некоторое улучшение.

Беседа с пациентом

Огромное значение в психологическом контакте с больным имеет правильное общение с ним.

Медицинская сестра не должна жалеть времени на беседы с пациентом. В разговорах с больным медицинская сестра познает его внутренний мир и личные проблемы, сильные и слабые стороны характера, увлечения и интересы. Так же беседы с пациентом дают возможность понять его психологический настрой на выздоровление, реакцию его личности на болезнь. Чем лучше медицинская сестра будет знать личность больного, тем эффективнее она будет осуществлять лечение и уход. Правильный разговор с пациентом оказывает не только хороший психотерапевтический эффект, но и имеет воспитательную цель. Он исправляет ошибки в поведении пациента, корректирует его неадекватные реакции на болезнь. Разговор должен быть не навязчивым и состояться именно тогда, когда пациент чувствует потребность в нем. Тогда эта беседа принесет облегчение.

Беседа с пациентом должна успокоить его, снять тревогу и страх, снизить душевное напряжение. Но нужно помнить, что неумелое слово может превратиться в орудие, губящее больного, может глубоко его ранить или даже ухудшить соматическое состояние. Но в тоже время умелое слово, сказанное вовремя, ненавязчиво и по потребности больного, может стать чудесным исцелителем. Медицинская сестра должна уметь спокойно и доверительно беседовать с пациентом. Важно владение своим голосом, умение регулировать его силу и оттенки.

Входя в палату нужно поздороваться, назвать пациента по имени отчеству, не забывая представиться самому. Многие пациенты обращают внимание прежде всего, на голос медицинского работника, на его интонации (пациенты - аудиалы). Для них важно будет как с ними разговаривают, тембр голоса, его приятные оттенки при сборе анамнеза. Вопросы пациенту нужно задавать правильно, четко и ясно, чтобы на них было легко ответить. Задавая вопросы, нужно обращать больного к тем проблемам, которые интересуют медицинского работника.

Очень важно и умение выслушивать пациента. Это обеспечивает хорошее взаимопонимание во время беседы. Когда пациент рассказывает медсестре о себе, о своих проблемах, он должен видеть в ней не пассивного, а активного слушателя. Он должен чувствовать, что медицинская сестра заинтересована, внимательно следит за его мыслью, понимает его.

Невербальные способы коммуникации

К невербальным способам общения относятся мимика и жесты. Выражение лица (мимика) медицинской сестры при общении с больным имеет большое значение. Улыбка на лице всегда подбадривает, снимает напряжение, успокаивает, сближает. Улыбка – это всегда залог успеха в общении.

Серьезное, спокойное выражение лица говорит о понимании проблем больного, заинтересованности в них. При беседе с больным не надо хмуриться, проявлять эмоциональное неудовольствие, нетерпение. Мрачное, недовольное, раздраженное выражение лица отталкивает пациента, не дает ему раскрыться или даже пугает. Студентам нужно помнить, что испуганное, робкое, удивленное выражение лица тоже не обрадует пациента. Поэтому очень важно контролировать мимику, не показывать пациенту своего дурного расположения духа.

Жесты и пантомимика (выразительные движения тела) тоже оказывают на пациентов сильное воздействие. Если медицинская сестра во время общения с больным нетерпеливо постукивает ногой о пол или торопливо поглядывает на часы, на пациента это оказывает неблагоприятное впечатление. Он понимает, что медицинская сестра не имеет достаточно времени для него, торопится.

Во время общения, сбора анамнеза можно одобрительно прикоснуться к тыльной стороне кисти пациента, слегка пожать ему руку. Это успокоит его. Иногда можно слегка прикоснуться к плечу, - это тоже успокаивающий ободряющий жест.

При общении, разговоре с больным лучше всего сесть напротив, чтобы видеть выражение лица, иметь зрительный контакт.

По мере совершенствования лечебно-диагностического процесса, внедрения современных методов лечения и организации сестринского ухода неизбежно повышаются требования к медицинской сестре, к ее личностным и профессиональным качествам.

Возрастает также необходимость индивидуального подхода к пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

В связи с этим от медицинской сестры требуется не только высокий профессионализм, но и знание психологии общения, глубокое усвоение этических норм и правил деонтологии.

Медицинская сестра всегда должна помнить главную заповедь по отношению к пациенту, сформулированную еще во времена Гиппократа, -- «не навреди».

При общении с пациентом медицинская сестра должна помнить о том, что любое заболевание является достаточно сильным фактором, вызывающим стресс (процесс, ведущий к напряжению всех функциональных систем организма), а это неизбежно сказывается на его психическом состоянии, даже если и не осознается самим пациентом.

Напряжение различных функциональных систем организма способствует общей астенизации (ослаблению и истощению адаптационных механизмов и в первую очередь центральной нервной системы) и невротизации (появлению различных патологических личностных реакций), особенно при длительном, хроническом течении заболевания. Все это усложняет процесс общения и взаимодействия с пациентом.

Медицинская сестра должна уметь своевременно оценить нервно-психическое состояние больного и по возможности оказать благотворное и позитивное воздействие на пациента в процессе общения с ним.

Кроме того, она должна уметь оценить влияние на психику пациента особенностей течения болезни, диагностических процедур, эффекта проводимого лечения, особенно при таком симптоме, как боль, занимающем центральное место, например при паллиативном лечении. При этом боль является главенствующим симптомом, и успешное преодоление его будет основным фактором помощи пациенту.

Если же пациент замыкается в себе, становится вялым, безразличным, это будет свидетельствовать о значительном ухудшении его состояния.

В других случаях, и довольно часто, ухудшение состояния в первую очередь проявится в виде тревожного беспокойства, раздражительности, даже агрессивности, что должно быть своевременно распознано и адекватно оценено.

Обо всех случаях изменения самочувствия и состояния пациента медицинская сестра должна срочно поставить в известность врача.

Вся деятельность медицинской сестры совместно с врачом должна быть направлена на восстановление у пациента оптимального для него уровня физической и психической активности, на максимальное восстановление всех функций организма.

В связи с этим важной психологической задачей медсестры является достижение контакта с пациентом и побуждение его к активному участию в процессе лечения. В случае паллиативного лечения, когда надежда на благополучное выздоровление мала, пациенту необходимо обеспечить достойное качество жизни.

В процессе лечебной деятельности формируются особые взаимоотношения между медсестрой и больным, целью которых является повышение эффективности проводимых больному лечебных мероприятий.

Для того чтобы эта помощь была действенной, медицинской сестре необходимо знать психологические особенности пациента, а также правила бесконфликтного общения и взаимодействия с ним. Можно даже сказать, что психологическая компетентность входит в спектр обязанностей медицинской сестры, так как эффективность диагностического и лечебного процесса напрямую зависит и от этого качества.

Общение с пациентом является одним из главных элементов лечебного процесса. Поэтому важной задачей является понимание особенностей личности, жизненных целей, установок и мотивов больного человека, а также возможность прогнозирования реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе лечения (например, инвазивные методы исследования).

Является неоспоримым тот факт, что медицинская сестра проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Именно к медицинской сестре в первую очередь больной обращается за сочувствием и пониманием.

Каждая профессия накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее, то есть, заостряя те или иные качества в ущерб общей гармонии развития. Не является исключением и профессия медицинской сестры. На основе многолетнего опыта работы И.Харди (1983) выделил шесть типов медицинских сестер. Естественно, что данная классификация является определенным упрощением, но она помогает взглянуть на деятельность медсестры «глазами пациентов».

1. «Сестра-рутинер» («робот»).

Она как правило достаточно скрупулезно, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции. Проявляет усердие, ловкость и умение для осуществления ухода за больным, но совершенно не вкладывает в свою работу психологического содержания. Пациент в данном случае воспринимается как своего рода дополнение к инструкции, так как она работает механически, автоматически, эмоционально не переживая за больных и не проявляя сочувствия к их страданиям.

2. «Сестра-актер» («сестра, играющая заученную роль»). Такая медсестра в процессе своей работы старается играть какую-либо роль или следовать (выбранному) понравившемуся ей идеалу. В наиболее крайних случаях это приводит к тому, что в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность. Результатом такой неадаптивной формы поведения являются трудности в установлении контакта с людьми, в частности с пациентами, что, естественно, отражается на эффективности работы медсестры.

3. «Нервная» сестра.

Как правило такого типа медсестры -- это люди с довольно трудным характером, склонностью к невротическим реакциям, фобиям, проявлениям грубости и агрессии.

Такая сестра обычно довольно хмурого вида, напряженная, вспыльчивая, раздражительная, всем недовольная, легко обижающаяся по пустякам. Часто она боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом.

Естественно, что такая медсестра довольно негативно влияет на психологическое состояние больных.

С точки зрения медицинской профессиональной этики такой тип медсестры не должен встречаться в лечебном учреждении.

4. «Мужеподобная» сестра («сестра-гренадер»).

Такая медсестра видна (или слышна) издалека: решительная, настойчивая, бескомпромиссная, с зычным, «командным» голосом, любящая порядок, четкость, точность, нетерпимая к любым нарушениям дисциплины.

Может быть резкой и даже грубой в отношениях с больными, однако ответственна и точна в работе.

5. Сестра «материнского типа» («мать» или «сестричка»). Такие медсестры в своей работе проявляют максимальную внимательность, сочувствие и заботу по отношению к пациентам, перенося на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсируя отсутствие таковых. Они с искренней любовью относятся к людям, и проявление заботы является для них истинным призванием.

Как правило они являются хорошими специалистами в своей профессиональной деятельности, относятся к работе ответственно, к тому же все умеют и везде успевают.

Естественно, что их психологическое влияние на пациентов чрезвычайно благотворно и позитивно.

6. «Сестра-специалист» («эксперт»).

Такие медсестры, как правило, обладают особыми способностями, особым интересом или свойствами личности, которые они реализуют в каких-либо узких областях сестринского дела (клиническая лаборатория, рентгеновский кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.п.).

Обычно они являются незаменимыми специалистами в узких областях медицинской деятельности и посвящают всю свою жизнь избранному делу.