Электроэнцефалографические исследования детей с аутизмом. Количественная электроэнцефалография при изучении расстройств аутистического спектра

Совместно с А. Ц. Гольбиным и К. Д. Ефремовым мы обследовали 56 детей с шизофренией и детским аутизмом . Запись производилась преимущественно при наложении электродов по международной методике «10-20» отведением по способу усредненного потенциала и контролировалась моно- и биполярным отведением.

При сопоставлении «слепым» методом (на I этапе - без сравнения с клинической картиной, но с учетом возраста; на II - качественные характеристики ЭЭГ сравнивались между собой с целью выделения сходных групп; на III - выделенные группы сопоставлялись с клиническими) выявился ряд особенностей, опираясь на которые оказалось возможным условно выделить следующие типы ЭЭГ:

1-й тип характеризуется адекватной для возраста амплитудой, опережающей возраст сформированностью альфа-ритма, правильным распределением ритмов по областям мозга и живой, без патологических знаков реакцией на функциональные пробы.

2-й тип отличается высокой амплитудой (до 150 мкВ), замедленным альфа-ритмом, слабой дифференцированностью по областям мозга и слабо выраженной диффузной и примитивной реакцией на функциональные пробы.

3-й тип - характерно резкое снижение амплитуды (до 10 мкВ) беспорядочное чередование дельта-волн с низкоамплитудным и неустойчивым альфа-ритмом. При функциональных пробах отмечается кратковременное и незначительное оживление активности в виде увеличения амплитуды до 30- 40 мкВ и большей устойчивости альфа-активности.

4-й тип характеризуется высокоамплитудными вспышками медленных синхронных и синфазных генерализованных волн на фоне неустойчивой среднеамплитудной активности с выраженной медленной компонентой, единичными острыми волнами или пароксизмами их.

5-й тип сочетает в себе особенности 3-го и 4-го типов, часто - в более выраженном виде.
При 1-м типе неравномерность развития биоэлектрических функций несколько затушевана. 2-й тип выявляет гиперактивность глубоких структур в сочетании с задержкой реакции на внешние стимулы. В ЭЭГ 3-го типа подчеркнута асинхрония незрелой активности глубоких структур и опережающего возраст возникновения альфа-активности. 4-й тип иллюстрирует неустойчивость корково-подкорковых отношений по пароксизмальному типу.

При сопоставлении с клиническими группами обнаружено, что ЭЭГ 2-го типа принадлежат больным шизофренией, а остальные - в известной мере совпадающие с клинической симптоматикой - больным с детским аутизмом.

К 5-му типу можно отнести ЭЭГ 10 больных с органическим аутизмом (2-я обследованная группа).

Возникают, по крайней мере, два вопроса. Как объяснить весьма слабую представленность в ЭЭГ больных с детским аутизмом органических знаков при столь выраженных экзогенных воздействиях в раннем онтогенезе? Существуют ли более глубокие различия по ЭЭГ-показателям между больными детским аутизмом и шизофренией? В поисках возможного пути ответа на эти вопросы мы совместно с А. Ц. Гольбиным предприняли попытку использования метода многочасовой полиграфической регистрации в состоянии бодрствования и на протяжении всего ночного сна. Известно, что электрическая активность мозга во сне резко различается у здоровых и больных и что если в бодрствовании патологические знаки могут подавляться быстрой активностью, то во сне на фоне медленных волн патологическая активность усиливается. Сопоставление электрографической динамики сна у больных сходного возраста с шизофренией и детским аутизмом приводит к предположению не только о грубой дезорганизации стадий сна при шизофрении, но и - что более важно - о разнонаправленной диссоциации развития системы сна-бодрствования у них. При детском аутизме отмечена крайняя неустойчивость хорошо выраженной REM-стадии и задержка развития медленных стадии сна . Парадоксальный сон, который в норме достаточно зрел уже при рождении, при шизофрении грубо извращен. Современные представления о механизмах сна-бодрствования позволяют экстраполировать выявленные особенности (при их подтверждении на достаточно большом материале) на дневное поведение. В таком случае можно предположить, что при детском аутизме и шизофрении речь идет о различных изменениях в механизмах поддержания циркадных ритмов жизнедеятельности.

Общая оценка ЭЭГ-характеристик детского аутизма на нашем материале, исходя из положения о функциональной организации деятельности мозга, позволяет понимать детский аутизм как результат специфических нарушений, обусловливающих особое клиническое качество.

И эксперты, и родители отмечают, что дети очень изменились за последние годы. С одной стороны, они стали более современными, чуть ли не с пеленок разбирающимися в гаджетах и компьютерах, – но при этом, как ни странно, менее самостоятельными, с задержкой взросления. Многие родители ощущают, что в раннем возрасте их дети физически слабы, часто болеют. Позже у них начинаются проблемы в школе из-за низкой концентрации внимания, малоподвижности или, наоборот, гиперактивности. Представители медицины и педагогики все чаще спорят о причинах возникновения этих процессов. При этом кто-то из родителей может спорить о положении дел, но факты говорят сами за себя. По последним данным, 80% современных детей в России рождаются с отклонениями в развитии, которые ограничивают их возможности. И все больше среди них становится детей с болезнями и нарушениями психоневрологической сферы. Очень часто врачи при первых же признаках неврологических нарушений ставят диагноз «аутизм», даже не разбираясь. Но не нужно быть специалистом в этой области, чтобы понимать, что то, что сейчас подводят под общий знаменатель «болезнь» - это всегда сложный комплекс биологических и социальных явлений, в причинах которых нужно подробно разбираться.

«Полиграф.Медиа» постарался дать читателям представление об основных элементах проблемы и сформулировать понятный алгоритм действий в случае наличия тех или иных признаков нарушения развития у детей. Для этого мы связались с детским неврологом, создателем и руководителем первого в России детского неврологического центра «Прогноз», основанного еще в 1988-м году. Эксперт был выбран редакцией на основании тщательнейшей предварительной проработки рассматриваемой области – в том числе по отзывам специалистов в области детской неврологии, психиатрии, психологии и педагогики, а также родителей, дети которых проходили неврологическое лечение.


Алгоритм первый: признаки возможных нарушений

Для решения любой детской психоневрологической проблемы критически важно не потерять время. Специалисты центра «Прогноз» выделяют несколько ключевых признаков возможных нарушений и советуют родителям обращать на них внимание сразу после рождения ребенка и далее в процессе развития:

  • слабый сосательный рефлекс;
  • частое и обильное срыгивание;
  • метеозависимость;
  • очень тихое поведение – отсутствие плача, крика, других эмоций;
  • несимметричные и слабые движения рук и ног;
  • отсутствие улыбки, зрительного контакта и навыка сидения в 6 месяцев;
  • ребенок не ползает вообще или пропускает одну из стадий ползания (на животе, на локтях, на четвереньках);
  • неумение ходить к году;
  • отсутствие указательного жеста к году;
  • бег вместо ходьбы, когда ребенок только учится ходить;
  • ребенок плохо жует, давится, не любит твердую, волокнистую пищу (мясо, яблоки и др.)
  • ребенка укачивает в машине.

– На любом из этапов развития ребенка родители могут заметить какие-либо недостатки в его поведении. Все стадии двигательного развития ребенка отражают этапы созревания определенных частей ствола мозга. Если трехмесячный ребенок не улыбается вам, не гулит или не смотрит в глаза, не стоит списывать это на особенности характера. Это уже проявление патологии, и в таком случае малыша нужно показать специалисту, – комментирует Олег Ефимов.

– Еще один очень важный момент в развитии малыша – указательный жест, который должен появиться к двенадцати месяцам ребенка. Он несет очень важное сообщение: во-первых, ребенок в состоянии выделить предмет из окружения, а во-вторых, он хочет передать информацию другому человеку. Но сейчас очень много детей, у которых либо этого указательного жеста вообще нет, либо он берет мамину руку и действует ею, как манипулятором.

Если ребенок пропустил этап ползания, или ползал как-то странно (задом наперед), или сразу побежал вместо того, чтобы пойти – это еще один «красный флажок». Такое поведение говорит о том, что ребенок не может контролировать свой баланс при спокойных движениях – только при баллистических.

Конечно, все это потом отражается на процессе взросления ребенка. Учителя в младших классах замечают, что «у него низкая концентрация внимания», «долго не может сосредоточиться», «не слышит указаний учителя или делает вид, что не слышит», «очень подвижный», «трудно организовать». Отсюда возникает проблема гиперактивности, когда ребенку сложно находится в статическом положении длительное время.

Алгоритм второй: распространенные причины неврологических нарушений

  1. «Хроническая» гиподинамия матери и ребенка.
  2. «Тяжелые» роды, гипоксия плода.
  3. Недостаток общения с близкими людьми – мультфильм вместо разговора, мультфильм вместо улыбки, мультфильм вместо любого реального общения.

! «Плохая экология» не является одной из основных причин нарушений!

– Мы не разделяем точку зрения многих врачей, что причиной, например, аутизма является генетика. «Генетика» – это, на самом деле, отговорка: с таким ребенком якобы можно не работать, поскольку сделать ничего нельзя. Из той же серии отговорка некоторых врачей о нарушениях гена речи как причины алалии (отсутствия или недоразвития речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте – прим. ред.). Проблема в том, что такого гена нет.

Сложность нарушений развития детей, таких как аутизм, заключается в том, что нельзя однозначно назвать их причины. Они и в генетике, и в возможном неправильном медикаментозном лечении, в какой-то степени влияют экология, питание, и очень, очень сильно влияют гиподинамия и всеобщая гаджетизация.

Не так давно я читал одну научную западную статью. В ней автор говорит о том, что дети, которым сейчас пять лет, по психофизиологическим показателям равняются трехлетним, которые жили сорок лет назад. То есть, судя по этим исследованиям, наши первоклассники по своему развитию равняются пятилеткам. Это происходит от того, что люди стали мало двигаться, боятся отпускать детей одних на улицу, поэтому они сидят дома возле телевизора или за компьютером. Гиподинамия – это бич современности. Малоподвижный образ жизни наносит большой вред организму в целом, сосудам и нервной системе в частности.

К слову, сейчас в разы выросло количество аутистов по сравнению с уровнем тридцатилетней давности. И любителям повесить все грехи на экологию расскажу, как я был в Череповце, в котором из труб постоянно шел разноцветный дым, потому что металлургия развивалась, а уровень распространенности неврологических нарушений был ниже, чем в Москве и Петербурге. Потому что в каждом дворе была спортивная площадка, а «Северсталь» популяризовала хоккей, это было популярно и престижно.

Алгоритм третий: как минимизировать риск нарушений у ребенка?

  1. Больше двигаться – до, во время и после беременности уже вместе с ребенком.
  2. Не злоупотреблять замещением живого общения гаджетами. Общаться с ребенком, разговаривать с ним, улыбаться ему.
  3. Наблюдать за реакциями и умениями ребенка. Вовремя «пойманное» нарушение можно с большой вероятностью исправить полностью.

– Для того, чтобы мозг развивался, он должен получать два вида стимуляции. Первый – от движения и органов чувств. Другой – от общения, поскольку человек – существо социальное. Даже во время прогулки с малышом мамы сейчас включают ему мультфильмы на телефоне – это большая проблема. Мало того, что ребенок не получает в процессе никакой стимуляции, так еще и родители могут попросту не заметить нарушений у, например, детей-аутистов, у которых изначально нарушено социальное развитие.

И вообще: тихий младенец – это фактор риска. Многие считают, что плохо, когда ребенок кричит, плачет. Конечно, это тоже может свидетельствовать о неврологических нарушениях. Но часто младенец с аутизмом – это очень спокойный ребенок, с которым родителю комфортно: он удобен. И, к сожалению, родители часто выявляют проблемы только тогда, когда уже надо компенсировать то, что было упущено.

Алгоритм четвертый: что делать при подозрении на неврологическое нарушение?

  1. Не бояться обратиться к специалисту.
  2. Не спешить начинать прием психиатрических препаратов, которые делают ребенка «спокойнее».
  3. Биологически стимулировать развитие мозга: много двигаться вместе с ребенком, в разумных пределах не мешать получать опыт через органы чувств.
  4. Развивать социальные навыки ребенка: очень много разговаривать с ним, улыбаться ему, общаться!
  5. Помнить, что никто не знает вашего ребенка лучше вас.
  6. Помнить, что лучше перебдеть, чем недобдеть, и что лучше раньше, чем позже.
  7. Если у вас есть сомнения, получить второе, третье, четвертое мнение.
  8. Сделать минимальный набор исследований.

– Очень часто люди боятся идти с ребенком к неврологу из-за возможного вердикта врача «у вас какой-то некачественный ребенок». И родители, конечно, боятся чувства вины из-за своего возможного «неправильного родительства». Но на самом деле раннее выявление проблем – это возможность срочно принять меры. А это с большой долей вероятности значит никогда не вспоминать об этих проблемах снова. А вот если начинать в 10 лет, например, то уже достигнуть хороших результатов будет, конечно, гораздо сложнее. Родители в вопросе ранней диагностики могут, кстати, сработать лучше, чем неврологи и логопеды. Они своего ребенка постоянно видят и могут оценить гораздо лучше, чем врачи.

Пример (мы к нему уже обращались): если малыш родителю не улыбается, то родитель может принять решение не улыбаться ему в ответ, так как ребенку это, видимо, не нужно. Но такое решение будет только усугублять разрыв в эмоциональном и коммуникативном развитии ребенка, тогда как с помощью разных методик, с помощью педагогов (да-да, не только врачей и лекарств) можно ребенка «растормошить» и решить проблему полностью.

Или вот: сейчас очень много неговорящих детей, алаликов. Эту проблему можно полностью победить, если обратиться к специалистам хотя бы до 4-5 лет. Есть такое понятие – «сензитивный период». Это периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к чему-то конкретному. Вот у речи сензитивный период как раз до 6 лет. Если упустить момент, то улучшений добиться можно, но филологом ребенок уже вряд ли станет.

Вообще медикаментозная терапия в детской неврологии, как ни странно, не играет решающей роли. 30 лет назад только она и применялась – конечно, это лучше, чем совсем ничего не делать. Но гораздо важнее движение, общение, массаж – мы применяем 30 различных методик немедикаментозного лечения, а вот лекарств непосредственно во время курса (в центре Ефимовых дети проходят лечение курсами по 16 дней – прим. ред.) как раз не используем. Невролог может назначить медикаментозную терапию после курса реабилитации.

Алгоритм пятый: какие обязательные исследования нужно сделать для подтверждения/детализации неврологического нарушения?

  1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  2. УЗИ головного мозга через височные окна.
  3. Ультразвуковая допплерография (УЗДГ).
  4. Акустические субкортикальные вызванные потенциалы (АСВП).

– Если раньше было очень мало информации о том, как заниматься ребенком с нарушениями, то сейчас проблема другая: информации огромное количество, и она вся в свободном доступе в интернете. Родителям приходится быть экспертами, и, конечно, не хочется, чтобы они руководствовались материалами, написанными, мягко говоря, неспециалистами.

Для того, чтобы понять, что именно в нервной системе ребенка нарушено, необходима детальная аппаратная диагностика. Медучреждение должно специализироваться именно на детской неврологии, располагать современным оборудованием и врачами высокой квалификации. Сейчас мы можем диагностировать аутистов, алаликов, неговорящих детей, контролировать ход их лечения благодаря современным приборам.

С чего нужно начать: с ЭЭГ, чтобы выявить судорожную готовность и эпилепсию. У 30% детей-аутистов она присутствует и тормозит лечение. Потом – УЗИ головного мозга через височные окна. Это важно, потому что обычно УЗИ делают через родничок – который закрывается в возрасте 12 месяцев! Ничего нельзя увидеть. Использование методики УЗИ через височные окна позволяет увидеть «картинку мозга» у ребенка любого возраста. Затем – допплеровские исследования для изучения кровоснабжения мозга (УЗДГ). Важно, чтобы исследование проводил детский врач, так как у детей нарушения кровоснабжения возникают чаще в венозной системе и в системе позвоночных артерий – у взрослых совсем другая картина.

И, наконец, АСВП – это неврологическая оценка скорости проведения стволом мозга слуховой информации.

И в заключение я хочу повторить, как мантру. Дорогие родители! Движение, общение – это жизнь. Гуляйте и разговаривайте со своими детьми и вовремя обращайтесь к специалистам – это может помочь вам избежать серьезных проблем и долгого их решения.

Олег Ефимов, врач-невролог

Редакция «Полиграф.Медиа» благодарит Олега и Викторию Ефимовых за содержательную и полезную беседу, которая (редакция в этом уверена) позволит многим родителям более осознанно и ответственно подходить к вопросам здоровья, развития и благополучия своих детей.

Чтобы оставлять комментарии

Исследование с помощью ЭЭГ показало, что при аутизме у детей есть особенности в связях между участками головного мозга

Группа исследователей проанализировала электрические импульсы между различными участка мозга, в результате чего ученые смогли определить характерные особенности этих связей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По сравнению с детьми, у которых не было аутизма, у детей с РАС было избыточно много мозговой активности внутри определенных участков мозга, при этом между отдаленными участками мозга связей было меньше.

В исследовании использовалась электроэнцефалография (ЭЭГ) для анализа мозговой активности. Результаты были опубликованы в научном журнале BMC Medicine (ознакомиться с опубликованной статьей можно по ссылке). Эти данные подтверждают верность предыдущих исследований, которые показали похожие отличительные особенности связей в мозгу людей с аутизмом.

«Это исследование помогает нам лучше понять как проблемы, так и сильные стороны людей с аутизмом, – считает доктор Джери Доусон, руководитель по науке организации Autism Speaks. – Сложные виды поведения, включая социальное взаимодействие, требуют слаженной координации между различными участками мозга. Если функциональные связи между различными отделами снижены, то это объясняет, почему у людей с аутизмом возникают трудности с этими видами поведения. С другой стороны, многие люди с аутизмом достигают больших успехов в задачах, которые требуют большей сосредоточенности, например, они могут отличаться хорошей памятью, способностями к искусству или музыке, что зависит от участков мозга более ограниченных в пространстве».

Несколько недавних исследований были посвящены тому, могут ли существующие методы лечения изменить особенности мозговой деятельности у людей с аутизмом. Техники, которые используются в таких исследованиях, потенциально можно использовать для того, чтобы оценивать эффективность различных методов лечения по их влиянию на функционирование мозга.

Исследователи из Бостонской детской больницы использовали технику «сетевого анализа», похожую на ту, которая применяется при изучении воздушных путей и энергетических сетей.

Исследователи анализировали записи ЭЭГ двух групп детей с аутизмом. У шестнадцати из них был аутизм неизвестного происхождения. У четырнадцати детей аутизм был вызван генетическим синдромом – туберозным склерозом. Многие, но не все дети с этим синдромом также имеют аутизм. Для сравнения использовались ЭЭГ 29 детей с туберозным склерозом без аутизма и 46 детей без обоих расстройств.

В обеих группах детей с аутизмом в сетях мозга наблюдался избыток связей внутри различных участков мозга, но связей между удаленными друг от друга участками было относительно меньше. Подобная избыточность в связях соответствует данным предыдущих исследований, которые показали, что при аутизме у маленьких детей в головном мозге наблюдается недостаток нормального «прунинга» дополнительных нейронных связей, который происходит в младенчестве.

«Мы обнаружили то, что может полностью изменить наш взгляд на мозг детей с аутизмом, – считает доктор Джурриан Питерс, соавтор отчета об исследовании. – Оказывается, что это более простая и менее специализированная сеть, которая более ригидна и в меньшей степени способна реагировать на стимуляцию окружающей среды».

СодержаниеПовелитель «музыки» мозгаЗачем изучать «мозговой график работы»: причины назначения ЭЭГПодготовка детей к ЭЭГ Мозг - главная структура, отвечающая за работу всего организма. Сбой в работе «центрального процессора» приводит к печальным последствиям, поэтому анализ мозговых «волн» с помощью ЭЭГ поможет выявить причину изменений и определиться с лечебными действиями. Однако предполагается, что дети ведут себя спокойно во время обследования и специалист работает, не отвлекаясь. Как быть, если ребенок нервничает в присутствии посторонних, неспокоен, болен и не поддается на уговоры взрослых?

Что необходимо знать родителям о причинах направления детей на ЭЭГ, правилах проведения процедуры электроэнцефалографии и правильной подготовки к ней ребенка, разбираемся на MedAboutMe.

Повелитель «музыки» мозга

Можно ли увидеть, как работает главный «центр управления» человека? Да. Впервые это удалось в 1924 году ученику, а позднее ассистенту ученого-физиолога Отто Бинсвангера, Хансу Бергеру.

Изучением сигналов головного мозга немецкий доктор Ханс Бергер увлекся, отслужив в армии, когда чудом выжил после несчастного случая. Многолетняя работа увенчалась успехом, и Бергер сумел впервые записать ЭЭГ (электроэнцефалографию) человека. Изучая активность нейронов, психиатр использовал в качестве «модели» своего сына. Клаусу Бергеру в ту пору исполнилось 15 лет и ему пришлось вытерпеть 73 процедуры записи ЭЭГ.

Кроме Бергера, которого называли «повелителем музыки мозга», вопросом изучения мозговой деятельности занимались многие ученые, поэтому современной медицине доступен эффективный способ проверки работы «центра управления» человеком. Самое главное, что ЭЭГ помогает своевременно обследовать и выявить причины изменений работы головного мозга, чтобы помочь детям.

Зачем изучать «мозговой график работы»: причины назначения ЭЭГ Народное название процедуры - «шапочка». Зачем ее надевают? Головной убор, состоящий из «проводков и дырочек», позволяет узнать особенности работы головного мозга.

Зачем специалистам изучать «мозговой график»? Изучая биоэлектрическую активность головного мозга с помощью специальных электродов с поверхности головы, врач по характеру этой активности определяет состояние головного мозга ребенка, выявляет наличие изменений. Ранняя диагностика отклонений в работе мозга особенно важна, так как позволяет врачу правильно назначить курс лечения.

Причин, по которым детям показано обследование с помощью ЭЭГ, много, и каждый отдельный случай требует тщательного изучения. Желательно не откладывать прохождение процедуры, если врач посчитал нужным направить ребенка на ЭЭГ. Чем раньше диагностируют заболевание, тем успешнее будет лечение.

Основания для беспокойства у врачей и родителей появляются в следующих случаях:

судорожные состояния, подозрения на эпилептическую активность; отсутствие адекватного словарного запаса, характерного для возраста ребенка; гиперактивное поведение; нарушение координации движений; малыш до года теряет интерес к окружающему, перестает интересоваться своими обычными игрушками; «пауза в развитии», т. е. ребенок перестал делать то, что уже умел и понимал; травмы головы; расстройство сна.

Выяснить причину отклонений в развитии маленького ребенка непросто. Малыши не выдерживают долгих обследований, нервничают при виде чужих людей, не могут замереть по команде. Благодаря изобретению Ханса Бергера у врачей есть уникальный метод обследования детей, который можно применять с самого рождения малыша - ЭЭГ.

Направление на исследование состояния мозговой активности может быть выдано педиатром, неврологом, нейрофизиологом или психиатром детям любого возраста.

Родителям не стоит нервничать и волноваться по поводу прохождения ребенком подобного обследования.

Во-первых, процедура безопасна, поэтому назначается даже новорожденным.

Во-вторых, она безболезненна, и правильно подготовленные к процедуре дети не боятся необычных проводочков и прочих атрибутов.

В-третьих, проведение ЭЭГ доступно всем и проводится достаточно быстро, что немаловажно при работе с детьми.

Противопоказаний для проведения ЭЭГ нет.

Во время процедуры на ребенка не оказывается ни электрического, ни магнитного, ни любого другого физического воздействия.

«Шапочка» с помощью датчиков передает информацию о работе головного мозга на электроэнцефалограф, фиксирующий эти сигналы. Полученный результат врач «читает», изучая графическую кривую. ЭЭГ может назначаться несколько раз для наблюдения за процессом лечения.

Комментарий экспертаПылаева Ольга Анатольевна, врач невролог, эпилептолог Институт детской неврологии и эпилепсии имени Свт. Луки

Нередко родителей беспокоит вопрос о том, как будет вести себя их ребенок во время процедуры ЭЭГ. В своей практике мы часто встречаемся с детьми с нарушениями поведения, варьирующими от легкой гиперактивности и негативизма до тяжелых нарушений. Дети с аутистическими расстройствами часто очень болезненно реагируют даже на те внешние стимулы, которые кажутся здоровому ребенку совершенно безвредными, нестрашными, т. е. трудно переносят прикосновения к голове, не любят, когда их трогают и моют голову.

Что же делать в таких случаях?

Прежде всего хотелось бы успокоить родителей тем, что в связи с высоким качеством современных электроэнцефалографов и мастерством врачей, проводящих видео-ЭЭГ мониторинг, точность исследования такова, что как бы беспокойно не вел себя ребенок, это не помещает аппарату зарегистрировать и правильно оценить работу мозга на протяжение всего исследования.

Для диагностики заболеваний нервной системы всегда справедливо правило о том, что чем хуже состояние в момент проведения исследования, тем больше ценной диагностической информации можно получить, чтобы не пропустить те нарушения, которые могут отсутствовать на ЭЭГ в состоянии покоя.

Однако в процессе исследования ребенок должен обязательно поспать.

В этом отношении можно дать родителям несколько советов:

необходимо не давать ребенку спать до начала исследования, так, чтобы он испытывал недостаток сна и чувствовал усталость; если родители убеждены, что ребенок будет очень беспокоен и не уснет в непривычной обстановке, есть возможность провести видео-ЭЭГ мониторинг такого же высокого качества на дому; возьмите с собой любимые вещи ребенка (одежду, игрушки, вкусную еду), которые могут его обрадовать, отвлечь и успокоить; если родители убеждены, что ребенок не сможет уснуть, даже при соблюдении этих условий, нужно заранее выяснить у врача, какие препараты с успокоительным действием можно принять за несколько часов до начала исследования.

Без рекомендации врача, который планирует проводить ЭЭГ, самостоятельно нельзя давать ребенку никаких дополнительных препаратов (кроме тех, которые он получает регулярно). Препараты с успокаивающим действием в большинстве случаев меняют картину ЭЭГ и значительно снижают диагностическую ценность исследования.

Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами нередко предпочитают необычные игрушки (музыкальные, звенящие, гремящие, спиннеры).

В некоторых случаях за несколько дней помогает домашняя «тренировка», т.е. игра, включающая одевание шапки. Более сознательному малышу, возможно, будет интересно представить себе, что во время исследования он оденет волшебный шлем.

Самое важное - доверять свое здоровье профессионалам. И тогда исследование пройдет спокойно и будет получен важный результат.

Специалисты давно пытаются найти эффективные способы раннего диагностирования заболеваний, связанных с изменениями в работе головного мозга для оказания своевременной помощи детям. Ученым из Бостонского детского госпиталя удалось это с помощью знакомой всем процедуры ЭЭГ. В результате экспериментов было доказано, что измеряя электрическую активность мозга у новорожденных, можно подтвердить или исключить признаки аутизма у малышей даже в возрасте трех месяцев. Авторы исследования считают, что это удалось именно потому, что формирование аутизма происходит еще до рождения ребенка, а не после. По мнению специалистов, степень точности при исследовании с помощью ЭЭГ приближается к 100%.

Комментарий экспертаФрэнк Даффи, доктор медицинских наук, детский невролог и нейрофизиолог в отделении неврологии детской больницы, Бостон

Диагностировать аутизм сложно, поэтому у многих детей это состояние невозможно распознать долгие годы. Как правило, эти люди испытывают проблемы в социуме и пребывают в своем собственном замкнутом мире.

Исследования наших ученых подтвердили, что ЭЭГ эффективно при комплексном обследовании ребенка, если возникают подозрения, что у него аутизм.

Наши последние исследования были посвящены изучению проблемы синхронизации электроактивности различных зон головного мозга. Мы работали с двумя группами детей в возрасте от 2 до 12 лет (всего 1000 человек) и провели целую серию экспериментов. В первой были дети с подтвержденным диагнозом «аутизм», а во второй те, у кого он лишь предполагался. Мы выяснили, что процесс синхронизации мозговой деятельности у детей-аутистов протекает по-другому, чем у других детей.

Наши специалисты отметили, что коммуникативная функция соседних участков мозга у аутистов снижена, локальная мозговая сеть функционирует слабо. В левом полушарии этот процесс заметнее, а ведь именно оно отвечает за речь.

В ближайшее время наша группа планирует повторить свое исследование. Мы будем работать с детьми у которых диагностирован синдром Аспергера (врожденное генетическое нарушение).

К тому же, мы исследуем, как взаимодействуют дети-аутисты с другими детьми в одной семье. Мы считаем, что с помощью ЭЭГ можно проверить такое же состояние у младших братьев и сестер до появления у них симптомов.

ЭЭГ можно использовать для отслеживания того, какое влияние различные методы лечения аутизма оказывают на общее состояние ребенка.

Мы приветствуем любые исследования, которые могут помочь нам лучше понять природу аутизма и усовершенствовать способы диагностики для людей с этим заболеванием.

Не так давно мы проводили опрос людей с аутизмом, который показал, исследования и диагностика заболевания занимают слишком много времени. Дальнейшее тестирование мозга с помощью ЭЭГ необходимо, но любые новые способы исследования, помогающие диагностировать аутизм как можно раньше, потенциально могут улучшить качество жизни человека.

Подготовка детей к ЭЭГ Собственно ЭЭГ, конечно, не простой осмотр пациентов, а фиксация электроимпульсов, создаваемых в головном мозге, поэтому у нее есть некоторые существенные особенности, требующие подготовки.

Комментарий экспертаВладислав Витальевич Лебедев, врач функциональной диагностики

ЭЭГ предполагает выявление признаков многих заболеваний и «пограничных» состояний.

«Считывание» колебаний проводится с помощью эластичной «шапочки», в которую вмонтированы микроэлектроды. Все провода изолированы, поэтому никакой опасности не представляют. Чтобы дети не сняли «шапочку», она завязывается под подбородком.

На кожу головы наносится гель для лучшей электрической проводимости.

Основное условие: ребенок должен лежать в тишине, с закрытыми глазами, неподвижно, без напряжения.

В чем бывает сложность проведения процедуры? Ребенку не совсем комфортно из-за пластмассовых электродов и холодного поначалу геля, который наносят на голову.

Есть еще особенности в работе с детьми до шести лет. Им трудно находиться без движения, поэтому лучше проводить ЭЭГ во время естественного сна.

Стандартное исследование по назначению врача длится в течение 20 минут. Однако длительность может быть увеличена до 1 или 2-х часов или длиться всю ночь.

Стандартный набор предписаний для подготовки ребенка к ЭЭГ прописан в инструкции, поэтому не стоит пренебрегать правилами. Однако ребенок ведь не взрослый, и по команде не сделает то, что нужно. Стоит прислушаться к советам опытных мамочек, во избежание неприятных моментов.

Личный опытАнастасия, Москва

Самое главное правило: ребенку должно быть спокойно и комфортно. Чтобы ребенка не напугали незнакомая обстановка и манипуляции с ЭЭГ-шлемом, можно заранее потренироваться дома. Поиграть в космическое путешествие или в прятки, использовать подходящую шапку с завязками, чтобы ребенок привык к ней и не пытался сопротивляться и снимать шлем во время процедуры. Не стоит для таких игр использовать елочные гирлянды и разного рода мигающие фонарики. Если в результате подтвердится эпилептическая активность от таких вещей в доме стоит и вовсе избавиться.

Если процедура проводится не дома, возьмите с собой влажные салфетки для удаления геля с волос. В некоторых центрах, осуществляющих ЭЭГ видеомониторинг, есть возможность принять душ после процедуры. Это удобно для пациентов, приезжающих из соседних городов. Такую возможность можно уточнить заранее у администратора во время записи.

Для 3-12-часового или суточного мониторинга можно взять для ребенка пижаму или спортивный костюм и тапочки.

Собираясь на 3-часовой ЭЭГ мониторинг возьмите с собой бутылку питьевой воды. Записываясь на более длительное обследование уточните, какие условия предлагаются в этом центре, что вам нужно взять с собой, т.к. условия и возможности центра могут отличаться. Для себя возьмите книжку или планшет и наушники, они пригодятся, пока ребенок будет спать.

Что еще необходимо для подготовки ребенка к ЭЭГ?

Чистая голова. Волосы моете как обычно, но помните, что девочкам нужно будет полностью расплести косы, снять зажимы, заколки, бантики и обязательно взять на процедуру салфетки, чтобы удалить остатки геля с головы.

Снять украшение из металла. Все сережки, нательные крестики на цепочках просто оставляете дома.

Не волноваться. Спокойствие нужно сохранять родителям, потому что их состояние передается ребенку и хорошо бы максимально «выгулять» чадо перед визитом больницу.

Ограничения в питании. За день-два до ЭЭГ нужно уменьшить количество сладостей, газированные напитки, и вообще все, что может спровоцировать расстройство желудка и дискомфорт.

Обо всех лекарствах, которые принимает ребенок, следует сообщить врачу.

Записываясь на ЭЭГ уточните, какие документы необходимо взять с собой.

Под влиянием различного рода факторов происходит нарушение развития головного мозга во многих его участках у детей раннего возраста. Подобные изменения нервной системы впервые проявляются в младенческом возрасте, но полностью распознать аутизм возможно только к трем годам. Дети, с , страдают дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Сложность данного заболевания кроется в том, что полностью диагностировать его сразу после рождения младенца и приступить к лечению невозможно. Однако благодаря различным масштабным исследованиям (смотрите также ) ученым удалось применить некоторые диагностические мероприятия к детям-аутистам уже в возрасте ранее 2 лет.

Бостонские ученые в ходе работы с детьми, страдающими аутизмом, пришли к выводу, что в ближайшем будущем диагностика станет возможной уже в раннем возрасте благодаря применению электроэнцефалографии. Электроэнцефалограмма позволяет записать проявления электрической активности головного мозга. Для этого к голове прикрепляются электроды, способные воспринимать слабые электрические токи, образующиеся при работе мозга. Эти токи фиксируются на движущейся бумаге в виде непрерывной линии. Ранее данный метод был исключен при диагностировании из-за недостоверности результатов, вызванных бесконтрольной двигательной активностью таких детей. Однако, работая в данном направлении, ученым удалось разработать компьютерный алгоритм, позволяющий отображать достоверные данные даже при наличии постороннего вмешательства (движений, мышечной активности). Кроме того ученые применили специальную методику, дающую детям возможность отдыхать во время процедуры, что позволяло добиться большей результативности.

В ходе эксперимента специалисты обследовали около 430 детей с признаками аутизма и 554 ребенка из контрольной группы в возрасте от 2 до 12 лет. Ученые проанализировали классическую форму аутизма, исключив детей с признаками Аспергера, Ретта и другими формами этого заболевания. Классической форме ранее уделялось наименьшее внимание из-за особенности поведения данной группы детей.

Сравнение графиков электроэнцефалограмм показало наличие определенных, характерных только для аутистов, волновых комбинаций. В результате компьютерного анализа ученые обнаружили более 33 комбинаций, присущих всем возрастным группам детей – аутистов, и не присутствующих в контрольной группе. В большей степени различия отмечались в области, отвечающей за языковые навыки, левого полушария.

Таким образом, данное исследование позволило обнаружить нарушения связи между различными участками мозга у детей, страдающих аутизмом, с помощью анализа электроэнцефалограммы. Эти результаты могут послужить основой для разработки нового диагностического метода в будущем.

21/07/2012

Исследование, проведенное учеными из Бостона, свидетельствует о том, что употребление кофеина в умеренных количествах способствует уменьшению риска развития базально – клеточной карциномы, самой распространенной формы рака кожи.

Было установлено, что нестероидные противовоспалительные препараты способны снизить риск развития меланомы и плоскоклеточного рака кожи в несколько раз. При этом результативность увеличивается в зависимости от продолжительности курса и дозы принимаемого препарата.