Общий уход за хирургическими больными. Уход за детьми в хирургическом стационаре

Вопросы по практическим навыкам по учебной практике (уход за детьми в хирургическом стационаре) для студентов I курса педиатрического факультета.  Структура современной детской хирургической клиники. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала по уходу за детьми в хирургическом стационаре.  Ведение медицинской документации в детской хирургической клинике.  Оборудование и инструментарий перевязочной, манипуляционной, операционной. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала.  Обязанности среднего медицинского персонала детского хирургического стационара (урологического, травматологического, реанимационного, торакального отделений, отделения гнойной хирургии).  Общий уход за больными в детском хирургическом отделении общего профиля. Подготовка ребенка к операции.  Особенности транспортировки больных в зависимости от характера, локализации заболевания (повреждения), тяжести состояния.  Понятие о внутрибольничной инфекции. Причины возникновения, основные возбудители, источники, пути распространения внутрибольничной инфекции. Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на выявление, изоляцию источников инфекции и перерыв путей передачи.  Санитарно-гигиенический режим в приемном отделении.  Санитарно-гигиенический режим в отделении хирургического профиля.  Санитарно-гигиенический режим питания больных.  Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке, палатах и отделениях реанимации и интенсивной терапии, послеоперационных палатах и перевязочных.  Обработка операционного и инъекционного поля, рук, хирургических перчаток в ходе операции.  Дезинфекция. Виды дезинфекции. Последовательность обработки медицинских инструментов. Обработка кювезов для новорожденных.  Стерилизация. Виды стерилизации. Хранение стерильного инструментария и изделий медицинского назначения.  Особенности стерилизации инструментария, шовного и перевязочного материала.  Особенности стерилизации хирургических перчаток, изделий из резины, тканей, полимеров (зонды, катетеры и т.д.)  Правила укладки перевязочного материала, операционного белья в бикс. Типы укладок бикса. Индикаторы.  Антисептика. Методы антисептики. Методы контроля. Индикаторы.  Инъекции. Виды инъекций. Местные и общие осложнения инъекций. Утилизация использованных шариков, игл, шприцев.  Правила взятия крови для лабораторного исследования.  Инфузионная терапия. Задачи инфузионной терапии. Основные препараты для проведения инфузионной терапии, показания к их назначению. Пути введения инфузионных сред. Осложнения.  Показания и противопоказания к катетеризации центральных вен. Уход за катетером, установленным в центральной вене.  Переливание крови. Виды гемотрансфузии. Определение годности консервированной крови для переливания.  Техника определения группы крови и Rh – фактора.  Контрольные исследования перед переливанием цельной крови (эритроцитной массы) и препаратов крови, методики проведения.  Посттрансфузионные реакции и осложнения. Клиника, диагностика. Возможные пути профилактики.  Назогастральный зонд. Техника зондирования. Показания к назогастральному зондированию. Техника проведения. Осложнения назогастрального зондирования.  Виды клизм. Показания к назначению Техника выполнения. Осложнения.  Взятие материала для бактериологического исследования. Порядок хранения биопсийного материала.  Особенности транспортировки больных в хирургическом стационаре.  Задачи предоперационной подготовки, пути и способы ее проведения.  Хирургическая операция. Виды хирургических операций. Положение больного на операционном столе. Интраоперационные факторы риска инфекционных осложнений.  Послеоперационный период, его задачи. Уход за детьми в послеоперационном периоде.  Осложнения послеоперационного периода, пути профилактики, борьба с возникшими осложнениями.  Уход за кожей и слизистыми оболочками ребенка в послеоперационном периоде.  Уход за послеоперационной раной. Снятие швов.  Временная остановка кровотечения.  Транспортировка и иммобилизация в зависимости от характера и локализации повреждения или патологического процесса.  Доврачебная помощь при неотложных состояниях у детей.  Терминальные состояния. Мониторинг. Посмертный уход.  Оказание помощи при неотложных состояниях. Первичный реанимационный комплекс, особенности его проведения в зависимости от возраста ребенка.  Десмургия. Техника наложения различных видов повязок у детей различных возрастных групп (см. приложение). ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросы по десмургии для студентов I курса педиатрического факультета I. Повязки на голову:  Шапочка Гиппократа  Шапочка – чепец  Повязка на один глаз  Повязка – уздечка  Неаполитанская повязка  Повязка на нос II. Повязки на верхнюю конечность:  Повязка на один палец  Повязка на первый палец  Повязка-перчатка  Повязка на кисть  Повязка на предплечье  Повязка на локтевой сустав  Повязка на плечевой сустав III. Повязки на живот и таз:  Односторонняя колосовидная повязка  Двусторонняя колосовидная повязка  Повязка на промежность IV. Повязки на нижнюю конечность:  Повязка на бедро  Повязка на голень  Повязка на коленный сустав  Повязка на пяточную область  Повязка голеностопный сустав  Повязка на всю стопу (без захвата пальцев)  Повязка на всю стопу (с захватом пальцев)  Повязка на первый палец стопы V. Повязки на шею:  Повязка на верхнюю часть шеи  Повязка на нижнюю часть шеи VI. Повязки на грудную клетку:  Спиральная повязка  Крестовидная повязка  Повязка Дезо Заведующий кафедрой детской хирургии д.м.н. И.Н. Хворостов


Основная литература:

1. Дронов А. Ф. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями [Текст] : учеб. пособие/ А. Ф. Дронов. -2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Альянс, 2013. -219 с.

2. Уход за здоровым и больным ребенком [Текст] : учеб. пособие / [Е. И. Алешина [и др.] ; под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2009. - 190, с.

3. Гулин А. В. Базовые алгоритмы реаниматологии детского возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103 65 - Педиатрия/ А. В. Гулин, М. П. Разин, И. А. Турабов; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т, Киров. гос. мед. акад.. -Архангельск: Изд-во СГМУ, 2012. -119 с.

4. Детская хирургия [Текст] : учеб. для вузов / под ред.: Ю. Ф. Исакова, А. Ю. Разумовского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1036 с.

5. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях [Текст] : учебник для мед. вузов/ В. А. Кудрявцев; Сев. гос. мед. ун-т. -2-е изд., перераб. - Архангельск: ИЦ СГМУ, 2007. -467 с.

Дополнительная литература:

1. Петров С.В. Общая хирургия [Текст] : учеб. для вузов с компакт-диском: учеб. пособие для мед. вузов/ С.В. Петров. -3-е изд., перераб. и доп. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2005. -767 с.

2. Хирургические болезни детского возраста [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т. / Под ред. А.Ф. Исакова, отв. ред. А.Ф. Дронов. - Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

3. Детская хирургия [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Ю. Ф. Исакова, А. Ю. Разумовского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 1040 с. : ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ .

4. Дроздов, А. А. Детская хирургия [Текст] : конспект лекций / А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 158, с.

5. Практическое руководство по амбулаторной ортопедии детского возраста [Текст] / [О. Ю. Васильева [и др.] ; под ред. В. М. Крестьяшина. - Москва: Мед. информ. агентство, 2013. - 226, с.

6. Макаров А. И. Особенности обследования ребенка для выявления хирургической и ортопедической патологии [Текст] : метод. рекомендации / А.И. Макаров, В.А. Кудрявцев; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2006. - 45, с.

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

I. Электронная версия: Хирургические болезни у детей: Учебник/" Под ред. Ю.Ф.Исакова. - 1998.

II. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

III. ЭБС Iprbooks http://www.iprbookshop.ru/

СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой детской хирургии, Декан педиатрического факультета,

д.м.н.Турабов И.А. д.м.н._Турабов И.А.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса

По дисциплине _ Детская хирургия

По направлению подготовки__Педиатрия _____063103______________

Курс ____6_______________________________________________

Практические занятия-56 часов

Самостоятельная работа -176 часов

Вид промежуточной аттестации (зачет)_ __ 11 семестр

Кафедра _Детской хирургии________

Трудоемкость дисциплины _232 часа

Архангельск, 2014

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника - Врач. Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент. Врач - выпускник по специальности «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания педиатрической помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

дети в возрасте от 0 до 15 лет;

подростки в возрасте от 15 до 18 лет;

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

I . Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания электива по детской хирургии на педиатрическом факультете: углубление у обучающихся теоретических и практических знаний и умений по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, травматических повреждениях, опухолях, критических состояниях у детей различных возрастных групп.

Задачи изучения элективного курса по детской хирургии на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения:

Обследовать детей с разнообразной хирургической патологией;

Диагностировать у детей пороки развития, хирургические заболевания, травматические повреждения, опухоли, критические состояния;

Оказывать неотложную помощь при них;

Решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения;

Решать вопросы профилактики возникновения хирургической патологии и ее осложнений у детей.
2.Место дисциплины в структуре ОП

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки Педиатрия, изучается на одиннадцатом, семестре.

Электив «Избранные вопросы детской хирургии» относится к дисциплине по выбору

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология; нормальная физиология; патологическая анатомия, патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; оперативной хирургии и топографической анатомии, лучевой диагностики и терапии, общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, педиатрии).

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Этиопатогенез хирургических заболеваний, пороков развития, травматических повреждений и критических состояний у детей различных возрастных групп.

2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от возраста детей.

3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику.

4. Хирургическую тактику врача-педиатра, рациональные сроки лечения.

5. Методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста

6. Методику обследования пациентов с определенной патологией

7 Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

8. Диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях.

Уметь:

1. Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка.

2. Провести физикальное обследование детей различных возрастных групп.

3. Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми.

4. Составить план клинического обследования.

5. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования.

6. Поставить предварительный диагноз и определить тактику лечения.

7. Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии.

8. Оказать неотложную помощь при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

9. Оказать реанимационное пособие на догоспитальном и госпитальном этапах.

10.Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям;

11. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);
Владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):

1. профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп;

2. медицинской этикой и деонтологией;

3. навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка;

4. методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни);

5. методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца);

6. навыками оценки результатов инструментальных методов исследования;

7. навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала;

8. проводить подготовку и оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей;

9. оценивать результаты биохимического исследования периферической крови, мочи, желчи;

10. владеть принципами и приемами неотложной помощи и интенсивной терапии при различных заболеваниях у детей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

4.1Семестр и вид отчетности по элективу .


Семестр

Вид отчетности

11

Зачет

п/п




Содержание раздела

1

2

3

1.



Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия) (лекция КПЗ)

Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи) лекция КПЗ)


2.



Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей лекция КПЗ)

Эхография полых органов ЖКТ у детей лекция КПЗ)


3.

Детская урология-андрология

Нарушение мочеиспускания у детей лекция КПЗ)

4.

Детская онкология

Саркомы костей у детей (лекция КПЗ)

Герминогенные опухоли (лекция КПЗ)


5.



Интенсивная терапия периоперационного периода (лекция КПЗ)

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п


Наименование раздела дисциплины

Лекции

(трудоемкость)

Практические занятия


1

2

3

7

1.

Неотложная хирургия новорожденных

4

10

2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

4

10

3.

Детская урология-андрология

2

5

4.

Детская онкология

4

10

5.

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

2

5

16

40

5.3.Тематическое планирование


п/п


Наименование раздела дисциплины

лекции

Практические занятия

1

2

3

1.

Неотложная хирургия новорожденных

Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия)

Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи)


1.Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия)

2.Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи)


2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей

Эхография полых органов ЖКТ у детей


1.Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей

2.Эхография полых органов ЖКТ у детей


3.

Детская урология-андрология

Нарушение мочеиспускания у детей

1.Нарушение мочеиспускания у детей

4.

Детская онкология

Саркомы костей у детей

Герминогенные опухоли


1.Саркомы костей у детей

2.Герминогенные опухоли


5.

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

Интенсивная терапия периоперационного периода

1.Интенсивная терапия периоперационного периода

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов


п/п


Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Неотложная хирургия новорожденных



Устная

(выступление с докладом)


2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

Подготовка доклада по теме занятия в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)




Устная

(выступление с докладом)


3

Детская урология-андрология

Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)


4.

Детская онкология

Подготовка доклада по теме занятия в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)


Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)


5

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

8.Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

Устные (собеседование, доклад)

Письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «С

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета


Семестр

Формы промежуточной аттестации

11

зачет

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Амбулаторная хирургия детского возраста: учеб пособие/ В.В. Леванович, Н.Г. Жила., И.А. Комиссаров. – М.- ГЗОТАР-Медиа, 2014 – 144 с.: ил.

2. Детская хирургия: учебник/под ред Ю.Ф. Исакова., А.Ю. Разумовского. – М.: ГЗОТАР-Медиа, 2014.– 1040 с.: ил.

3. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.) 4.Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста: учеб в 2 т– М.: ГЭОТАР – МЕД. 2008 – 632 с.

5.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с.

4.Анестезиология и реаниматология: учебник для студентов мед вузов/ под ред. О.А. Долиной – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 569 с.

9.2. Дополнительная литература

1. Детская онкология. Национальное руководство/ Под ред. М.Д. Алиева В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой. – М.: Издательская группа РОНЦ, Практическая медицина, 2012. – 684 с.:ил.


  1. Дурнов Л.А., Голдобенко Г.В. Детская онкология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина. 2009.

  2. Подкаменев В.В. Хирургические болезни детского возраста: учебное пособие для мед вузов – М.: Медицина. 2005. – 236 с. 3..Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.
4. Ширяев Н.Д., Каганцов И.М. Очерки реконструктивной хирургии наружных половых органов у детей Часть 1, Часть 2. Монография. – Сыктывкар, 2012. – 96 с.

5. Онкологические и опухолеподобные заболевания детского возраста: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ И.А. Турабов, М.П. Разин. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 105 с.: ил.

6. Эхографическое исследование полых органов желудочно-кишечного тракта при хирургической патологии у детей. Гидроэхоколонография: монография/ М.Ю. Яницкая, И.А. Кудрявцев, В.Г. Сапожников и др. – Архангельск: Из-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 128 с.: ил.

7. Гидроэхоколография – диагностика и лечение заболеваний толстой кишки у детей методические рекомендации / М.Ю Яницкая. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 83 с.: ил.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

«Амурская государственная медицинская академия».

Кафедра общей хирургии

Л. А. Волков, А. С. Зюзько

ОСНОВЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ

ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IIКУРСА

Благовещенск – 2010г.

Учебное пособие подготовили:

Л. А. Волков - К.М.Н., заслуженный врач РФ, ассистент кафедры общей хирургии АГМА.

А. С. Зюзько - К.М.Н., ассистент кафедры общей хирургии АГМА.

Рецензенты:

В.В. Шимко - Д.М.Н., профессор кафедры факультетской хирургии АГМА.

Ю.В. Доровских - доцент кафедры госпитальной хирургии АГМА.

Методическое пособие подготовлено в соответствии с программой по уходу за больными в хирургической клинике и имеет своей целью создание теоретической базы для эффективного освоения теоретического материала. Пособие состоит из 15 тем практических занятий, в которых изложены организация и режим хирургического стационара, деонтологические и этические вопросы ухода за больными, аспекты клинической гигиены больного и персонала, способы применения лекарственных препаратов, особенности подготовки больных к диагностическим исследованиям и оперативным вмешательствам; освещаются основные принципы ухода за больными с различной хирургической патологией и пострадавших от травм.

Уход за больными. Виды ухода. Устройство, оснащение, режим работы приемно-диагностического отделения. Прием больных, регистрация, санитарная обработка, транспортировка. Деонтология в хирургии.

Уход за больным – санитарная гипургия (греч. hypourgiai – помогать, оказывать услугу) – медицинская деятельность, направленная на облегчение состояния больного и способствующая его выздоровлению. Во время ухода за больным воплощаются в жизнь компоненты личной гигиены больного и окружающей его среды, которые больной не в состоянии обеспечить сам из-за болезни. При этом в основном используются физические и химические методы воздействия на основе ручного труда медицинского персонала.

Уход за больными подразделяют на общий и специальный.

Общий уход включает мероприятия, которые необходимы самому больному, независимо от характера имеющегося патологического процесса (питание больного, смена белья, обеспечение личной гигиены, подготовка к диагностическим и лечебным мероприятиям).

Специальный уход – комплекс мероприятий, применяемый в отношении определенной категории пациентов (хирургических, кардиологических, неврологических и др.).

Хирургический уход

Хирургический уход представляет собой медицинскую деятельность по реализации личной и клинической гигиены в стационаре, направленную на оказание помощи больному при удовлетворении им основных жизненных потребностей (еда, питье, движения, опорожнение кишечника, мочевого пузыря и др.) и во время патологических состояний (рвота, кашель, нарушения дыхания, кровотечения и т.д.).

Таким образом, основными задачами хирургического ухода являются: 1) обеспечение оптимальных условий жизни больного, способствующих благоприятному течению заболевания; 2) выполнение назначений врача; 3) ускорение выздоровления пациента и снижение количества осложнений.

Хирургический уход подразделяется на общий и специальный.

Общий хирургический уход заключается в организации Санитарно-гигиенического и Лечебно-охранительного режимов в отделении.

Санитарно-гигиенический режим включает:

    Организацию уборки помещений;

    Обеспечение гигиены больного;

    Профилактику нозокомиальной инфекции.

Лечебно-охранительный режим заключается в:

    Создании благоприятной обстановки для больного;

    Обеспечение лекарственными препаратами, их правильной дозировке и применению по назначению врача;

    Организации качественного питания больного в соответствии с характером патологического процесса;

    Правильном проведении манипуляций и подготовки больного к обследованиям и оперативным вмешательствам.

Специальный уход направлен на обеспечение специфики ухода за больным с определенной патологией.

Особенности ухода за хирургическими больными

Особенности ухода за хирургическим больным определяются:

    дисфункциями органов и систем организма, возникающих вследствие заболевания (патологического очага);

    необходимостью и последствиями проведения обезболивания;

    операционной травмой.

Особое внимание у данного контингента больных должно быть направлено, прежде всего, на ускорение процессов регенерации и предупреждения инфекции.

Рана является входными воротами, через которые во внутреннюю среду организма могут проникать гноеродные микроорганизмы.

При всех действиях среднего и младшего медицинского персонала в процессе ухода за больными должны строго соблюдаться принципы асептики.

Организация работы приемного отделения

Приемное отделение многопрофильной больницы

Приемное отделение (приемный покой) предназначено для приема пациентов, доставленных в порядке скорой помощи, направленных из поликлиник и амбулаторий или обратившихся за помощью самостоятельно.

Приемное отделение выполняет следующие функции:

Круглосуточно проводит осмотр всех больных и пострадавших, доставленных или обратившихся в приемное отделение;

Устанавливает диагноз и оказывает высококвалифицированную лечебную и консультативную помощь всем нуждающимся в ней;

Производит обследование и в случае необходимости собирает консилиум из нескольких специалистов для уточнения диагноза;

При неясном диагнозе обеспечивает динамическое наблюдение за больными;

Производит сортировку и госпитализацию в профильные или специализированные отделения стационара;

Переводит непрофильных больных и пострадавших после оказания им необходимой помощи в больницы и отделения по профилю заболевания или травмы или направляет на амбулаторное лечение по месту жительства;

Обеспечивает постоянную круглосуточную связь со всеми оперативными и дежурными службами города.

Приемное отделение включает зал ожидания, регистратуру, справочное бюро, смотровые кабинеты. Приемное отделение имеет тесные функциональные контакты с лабораториями, диагностическими подразделениями стационара, изоляторами, операционными, перевязочными и др.

    приемное отделение должно располагаться на нижних этажах лечебно-профилактического учреждения;

    необходимо, чтобы с улицы были удобные подъездные пути для санитарного транспорта;

    вблизи приемного отделения должны располагаться лифты для транспортировки больных в лечебные отделения;

    помещения приемного отделения должны быть отделаны влагопрочными материалами (кафель, линолеум, масляная краска) для удобства санитарной обработки.

Требования к уборке:

Уборка помещений приемного отделения обязательно проводится не реже 2 раз в день влажным способом с применением моющих и дезсредств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться по назначению. После использования его замачивают в дезинфицирующем растворе, прополаскивают в проточной воде, просушивают и хранят в специально отведенном помещении. Кушетки, клеенки, клеенчатые подушки после осмотра каждого пациента обрабатываются ветошью, смоченной раствором согласно действующей инструкции. Простыни на кушетке в смотровом кабинете меняются после каждого больного. В процедурном кабинете, перевязочной, а также в малой операционной влажная уборка проводится 2 раза в сутки с применением 6% раствора перекиси водорода и 0,5% раствором моющего средства или дезраствором. Каталки после использования обрабатываются дезраствором согласно действующей инструкции.

Зал ожидания предназначен для больных и сопровождающих их родственников. Здесь должно быть достаточное количество стульев, кресел, каталок (для транспортировки больных). На стенах вывешивают сведения о работе лечебного отделения, часах беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи больным, телефон справочной службы больницы. Здесь должны быть указаны дни и часы, в которые можно посещать больных.

Кабинет дежурной медсестры. В нем производится регистрация поступающих больных и оформление необходимой документации. Здесь должен быть письменный стол, стулья, бланки необходимых документов.

Смотровой кабинет предназначен для осмотра больных врачом и, кроме того, здесь же медсестра проводит больным термометрию, антропометрию, осмотр зева, а иногда и другие исследования (ЭКГ).

Оснащение смотрового кабинета:

Кушетка, покрытая клеенкой (на которой осматривают больных);

Ростомер;

Весы медицинские;

Термометры;

Тонометр;

Шпатели;

Раковина для мытья рук;

Письменный стол;

Бланки историй болезни.

Процедурный кабинет предназначен для оказания неотложной помощи больным (шок, висцеральные колики и др.).

Оснащение процедурного кабинета:

Кушетка;

Медицинский шкаф, в котором находятся: противошоковая аптечка, одноразовые шприцы, одноразовые системы, противошоковые растворы, спазмолитики и другие лекарственные препараты;

Бикс со стерильным перевязочным материалом, стерильный пинцет в дезинфицирующем растворе (для работы с биксом);

Бикс со стерильными желудочными зондами, резиновыми мочевыми катетерами, наконечниками для клизм.

Операционно-перевязочная предназначена для проведения небольших операций (ПХО случайной раны, вправление вывиха, репозиция несложных переломов и их иммобилизация, вскрытие небольших гнойников и др.).

Санпропускник, его задачи входит:

Проведение санитарной обработки больных и пострадавших;

Принятие одежды и других вещей больных, опись одежды и вещей и передача на хранение;

Выдача больничной одежды.

Для обработки тяжелобольных и пострадавших предусматривается ванная с переносными душевыми мойками. Санпропускник должен иметь соответствующий набор туалетов, моек, душевых залов, предусматриваемых санитарными нормативами с учетом возможности массового поступления пострадавших. Для умерших в приемном отделении должна быть выделена комната с отдельным входом, где предусматривается хранение на короткое время (до утра) одновременно нескольких трупов.

Обязанности медицинской сестры приемного отделения:

Обязанности врача приемного отделения:

    осмотр больного, определение срочности выполнения хирургического вмешательства, необходимого объема дополнительных исследований;

    заполнение истории болезни, постановка предварительного диагноза;

    определение необходимости выполнения санитарно-гигиенической обработки;

    госпитализация в профильное отделение с обязательным указанием вида транспортировки;

    при отсутствии показаний к госпитализации оказание необходимого минимума амбулаторной медицинской помощи.