«Здоровый образ жизни в семье. Сообщение темы и цели урока


  • Здоровый образ жизни
  • Факторы, влияющие на здоровье
  • Семь факторов здорового образа жизни

4. Основные функции семьи и здоровый образ жизни

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Чаще всего мы определяем здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней, укрепления своего здоровья, достижения активного долголетия, и как следствие, повышения качества жизни и полноценного выполнения всех своих функций.

Чтобы сохранять и преумножать свое здоровье, надо понять, что же такое само Здоровье и от чего оно зависит.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно более многогранно.

Ряд ученых рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни также состоит из многих факторов, главные из которых - здоровое питание, высокая двигательная (физическая) активность и психолого-эмоциональный комфорт.


Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность)- около 20%
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) – 20%;
  • служба здоровья – 10%
  • индивидуальный образ жизни – 50%

ИТОГ: состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни.

Вывод: во-первых, во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. во-вторых , надеяться нам особо не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни-это и есть та индивидуальная система поведения и прывычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.


1. Рациональное питание:

Пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам;

Правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи,

необходимость пищевых волокон;

Регулярность и своевременность питания;

Восполнение недостатка макро- и микроэлементов с помощью обогащённых

продуктов питания;

  • умеренность в питании.

2. Высокая двигательная активность:

Подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

Активный отдых, прогулки и ближний туризм;

Утренняя гигиеническая гимнастика;

Дыхательная гимнастика.


3. Благоприятный психо-эмоциональный климат:

Наличие нравственных ценностей в обществе;

Разумные жизненные и повседневные цели;

Любовь к людям и к себе;

Видеть свое место в жизни;

Жизнь в гармонии с природой;

Положительный настрой на жизнь;

Рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых;

Материальное благополучие;

4. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

Правильный выбор продуктов питания;

Бытовые средств очистки воды и воздуха;

Выведение из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем применения научно-обоснованных средств и методов очищения организма, энтеросорбентов;

Использование систем и методов очистки организма на клеточном и тканевом уровнях.


5. Повышение защитных сил своего организма:

Закаливание: солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры,

сауна, комплексное влияние;

Физические тренировки;

Прогулки на природе;

Применение продуктов питания и БАД к пище, источников витаминов,.

6. Преодоление вредных привычек:

Алкоголизм;

Наркомания, токсикомания;

Курение;

Азартные и компьютерные игры.

7. Организация быта:

Разумный выбор места жительства;

Положительный микроклимат в семье;

Экология жилища;

  • культурный досуг.

Долг

перед

близкими

Уважение

Семья

Взаимо-

понимание

Терпение

Верность

Дружба


Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.+


Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сох-ранение потомства, продолжение человеческого рода.

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве.

Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.


Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни .


Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.


Государству и обществу выгодна пропаганда ЗОЖ, т.к. в его результате:

1. снижается заболеваемость и уменьшаются затраты на лечение и выплаты инвалидам;

2. повышается социальная активность людей и способность к продуктивному труду, а следовательно, повышаются доходы граждан, которые для государства являются источником налогов;

3. улучшаются семейные отношения;

4. уменьшается распространенность особо опасных вредных привычек;

5. улучшается психологический климат в обществе.

Для формирования и осуществления ЗОЖ может быть применима придуманная нами информационная система.


Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития.

Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

Домашнее задание

§ 9.2 стр.170-171

Ритм современной жизни практически неуловим. Хочется поспеть за всеми, все освоить, покорить все высоты. Легко объяснимо то, что для всего этого человеку необходимо крепкое здоровье. Еще десятилетие назад курящая девушка была среди молодежи образцом для подражания. Сейчас к такому явлению многие относятся негативно, понимая, что к хорошим последствиям это не приведет. Радует то, что интернет и многие другие СМИ полны полезной информации, ознакомившись с которой, разумный человек придет к выводу, что курение, алкоголь и употребление наркотиков никогда не приведут к положительным результатам. Давайте вместе попытаемся заглянуть в духовную сущность представительницы прекрасной половины человечества. Кто она - женщина? Это Муза, это объект для восхищения, наконец, это обладательница необыкновенного дара, который заключается в продолжении людского рода. Несложно понять, что курящая женщина или же женщина с пристрастием к алкогольным напиткам, совершает преступление по отношению к своему будущему ребенку. Пренебрегая своим здоровьем, она ставит под угрозу жизнь своего еще не родившегося дитя. Я считаю, что в российском законодательстве должна появиться статья, которая предусматривает ответственность подобной женщины за здоровье своего ребенка. Человеческая жизнь, к сожалению, дана Богом единожды, и, думаю, любой разумный человек постарается прожить ее так, чтобы не сожалеть о своих поступках, не укорять себя за какие-то деяния. Хочется верить, что уже в юности человек, «взвесив» на весах все явления нашего общества, сделает правильный выбор. И та чаша весов, на которой будут расположены такие «черные» слова, как «алкоголизм», «курение» и «наркотики», водрузится ввысь! «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант). Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле -- здоровый дух”. Здоровая семья всегда есть и будет являться здоровой нацией. Задача государства - растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

В наше сложное время - время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате - избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт - это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже - основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому - все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся в области личной гигиены, обсудить с ними правила личной гигиены и выработать убеждение в необходимости соблюдения их для сохранения и укрепления здоровья. Дать понятие о правильном взаимоотношении полов; воспитывать уважительное отношение к женщине.

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс.

ХОД УРОКА

I . Вступительная часть

* Организационный момент

  1. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 10, стр. 54-57

  1. Гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Гигиена относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.

Для изучения санитарного состояния среды, окружающей человека, и ее влияния на организм используются физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Гигиена включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

К правилам личной гигиены относят:

— разумное сочетание умственного и физического труда;

— занятия физической культурой и закаливание;

— рациональное питание;

— чередование труда и активного отдыха;

— полноценный сон.

К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей, зубами, волосам, по содержанию в должной чистоте одежды, обуви и жилища.

Основные требования по уходу за кожей, зубами, волосами:

Гигиена кожи. Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового. Она принимает участие в иммунных реакциях организма. Поэтому уход за кожей является одним из основных компонентов личной гигиены человека.

Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о ее чистоте и закаливания. Чистота кожи – основное условие ее нормального состояния. В поверхностном слое кожи – эпидермисе – имеется большое количество потовых желез и волосяных мешочков, в которых задерживается пыль, грязь, бактерии. Кроме того, там постоянно скапливаются продукты обмена, выделяемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Все это необходимо систематически смывать. Мыть кожу необходимо с учетом индивидуальных особенностей. Так, при нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой – косметическое, глицериновое и др. пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 34-37 градусов С. Ванну рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, а душ – ежедневно.

Гигиена зубов. В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Это важно для нормального процесса питания, профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Уход за полостью рта – это прежде всего сохранение зубов в здоровом состоянии. Когда он недостаточен, могут развиваться болезни зубов. Одно из них – кариес. Основной причиной его возникновения считают разрушающее действие микроорганизмов зубного налета на твердые ткани зубов.

Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов. Чистить их нужно после завтрака и особенно тщательно (не менее 3 минут) после ужина. Делать это следует щеткой с искусственной щетиной.

Гигиена волос. Волосы необходимо содержать в чистоте: если они жирные. Мыть их можно один раз в неделю, если сухие или нормальные – один раз в 10-14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (лишенную солей кальция, магния, железа). Сухие волосы рекомендуется мыть специальным шампунем, а жирные – безмыльным шампунем. Кроме того, если волосы жирные, для их сохранения за 2-3 часа до мытья следует втереть в кожу головы сок алоэ, моркови или лука. Для ополаскивания жирных волос рекомендуется использовать настой из корней лопуха. Сухие волосы нужно ополаскивать подкисленной водой, содержащей сок лимона.

Очень важно правильно расчесывать волосы. Для этого целесообразно использовать щетку с натуральной щетиной; при усиленном выпадении волос лучше пользоваться редким гребнем. Длинные волосы необходимо расчесывать от кончиков, постепенно поднимаясь к корням, а короткие волосы – от корней.

Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращение и дыхание. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важных условий личной гигиены. Менять нательное белье рекомендуется в прохладное время не реже одного раза в неделю, а летом – 2-3 раза в неделю.

Обувь также должна соответствовать установленным гигиеническим требованиям. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Хорошо, когда обувь соответствует сезону и климатическим условиям региона проживания.

  1. Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье .

Семья - это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

Воспроизводство является одной из основных функций семьи. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья в период ее образования и становления. Молодой семьей большинство демографов считают супругов в возрасте не более 24-25 лет и состоящих в браке не более 5 лет.

По данным статистики, в большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружестваимеют двух детей.

В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Для каждого человека, как и для общества в целом, важно здоровое функционирование семьи.

Юноши и девушки как потенциальные родители должны понимать значение семьи в личной жизни и роль семьи в обществе.

Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит к тому, что дети с раннего возраста часто воспитываются без отцов, а разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак. Это снижает рождаемость и является главной причиной неблагоприятной демографической ситуации в России и фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровья молодежи.

Выделим несколько факторов, оказывающих отрицательное влияние на прочность молодой семьи. Прежде всего это ранний возраст вступающих в брак. В таких семьях, как правило, наблюдается отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества.

К распаду семьи приводит неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, а чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Здоровым и счастливым можно быть только в семье.

Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.

Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие человека, а трудовая деятельность создает необходимую материальную основу для семейной жизни. Молодой человек к этому времени имеет определенное правильное представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. В определенной степени знает механизм зачатия и зарождения новой жизни и осознает ответственность супругов за рождение здорового ребенка.

Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Коротко затронем вопрос о нравственности и гигиене ранней, добрачной половой жизни, а также о половой жизни без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя одним или обоими родителями. Даже умеренное потребление спиртных напитков перед зачатием обычно не проходит бесследно. Ребенок, родившийся от таких родителей, возбужден, беспокоен, плохо спит, часто вздрагивает во сне, всего пугается.

Кроме того, у родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт:

ЕСЛИ зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

Важно отметить, что нормальная половая жизнь благотворно действует на здоровье, работоспособность и долголетие человека, но при этом подчеркнуть - основу личного счастья составляет семья, созданная на глубокой взаимной привязанности и уважении супругов. Вырабатывать же качества бережного отношения друг к другу необходимо начинать еще до брака, в период знакомства.

Особо стоит еще раз подчеркнуть опасность для здоровья беспорядочной половой жизни. Такая жизнь ведет к преждевременному изнашиванию организма, чревата опасностью заражения венерическими болезнями. нравственный здоровье семья распад

В то же время в браке супруги познают взаимную любовь, имеют поддержку, утешение в сложных жизненных ситуациях. Православная Церковь считает, что только в браке возможна сексуальная близость, потому что брак является источником продолжения рода. В православной религии высоко ценится семья, где основные устои - это любовь между мужем и женой, родителями и детьми. Брак в христианстве рассматривается как обет взаимной любви и верности, который хранится в течение всей жизни.

В современном обществе семья остается главной структурой. Семья, основанная на кровном родстве, малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В большинстве культур брак освящается традициями и связан с удовольствием и радостным подъемом, счастливыми ожиданиями и планами на будущее.

Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника, понять его точку зрения. Поэтому очень важно до вступления в брак в период ухаживания более детально познакомиться друг с другом и выяснить отношение к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.

Выводы.

I II . Закрепление материала:

— Какое значение имеет личная гигиена в сохранении и укреплении вашего здоровья?

— Какое значение имеет гигиена кожи для здоровья?

— Какие существуют правила ухода за зубами?

— Что следует понимать под нравственностью человека?

— Какова роль семьи в обеспечении смены поколений в человеческом обществе?

— Какими качествами должны обладать молодые люди, решившие создать благополучную семью?

Итог урока.

V I . Домашнее задание: 12-13.

Задание: Подготовить сообщение на тему «Значение личной гигиены для снижения факторов риска неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания».

Прочитайте «правила, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой», предложенных в книге Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей», сформируйте свое отношение к предложенным советам и оцените свои возможности для их соблюдения.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье.

Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле - здоровый дух”.

Здоровая семья – здоровая нация

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья?

Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому – все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и Не ЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

· «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

Характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

· умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

· владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

· постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

· самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Доклад «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.

Сократ

«Береги здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Дошкольное образовательное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Для этого используются различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно- ролевые игры, художественная литература способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению полученных представлений и их систематизация.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношении к себе, своему здоровью и

Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: «Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?». Ответ был однозначным - пить таблетки. «Подождите, - сказала я. – Ведь человек не болен. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?» . «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу: чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. А это:

1. Правильно питаться.

2. Режим.

4. Закаливание.

5. Физическая культура.

6. Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, его функции, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Вот что пишет известный психолог Владимир Леви: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:

Не здороваются;

Не умываются;

Не чистят зубы;

Не читают книги;

Не занимаются (спортом, физкультурой танцами ит.д.);

Не работают;

Не женятся;

Не лечатся.

И все только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребенка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому».

Итак, самый наиболее благоприятный способ успешного воспитания ребенка- это здоровый образ жизни всей семьи.

Что же влияет на наше здоровье?

Здоровый образ жизни;

Наследственность;

Экология;

Медицина.

Что является составляющим ЗДОРОВЬЕ?

Физическое здоровье;

Скажите, что значит «физическое здоровье»? (зарядка, закаливание, правильное питание)

Психологическое здоровье;

Скажите, что значит «психологическое здоровье»? (атмосфера в семье, психика ребенка)

Нравственное здоровье;

Скажите, что значит «нравственное здоровье»? (сочетание нравственных качеств, присущие людям)

Социальное здоровье.

Скажите, что значит «социальное здоровье»? (коллектив, социум)

Это те самые составляющие, которые и формируют «общее здоровье» наших детей.

Мы сегодня говорим о здоровом образе жизни семьи. Здоровый образ жизни семьи имеет, разумеется, огромнейшее значение. И чтобы не говорили, что детский сад или школа виноваты в воспитании, или здоровье ребенка, СЕМЬЯ, т.е. родители несут самую огромную ответственность как непосредственно перед собой и ребенком, так и уголовную. Вот как не просто быть родителями. Но коль мы взяли на себя эту ответственность, мы будем нести ее гордо, правильно, принося пользу всему миру.

Итак, ЗОЖ:

1. Правильного питания.

2. Режима дня и ночи.

3. Культурно-гигиенических навыков.

4. Закаливания.

5. Физической культуру.

6. Прогулок на свежем воздухе.

7. Отказа от вредных привычек.

8. Стабильного психоэмоционального состояния.

1. Правильное питание.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

Скажите, какие полезные блюда вы готовите в своей семье?

2. Режим дня и ночи.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1 .Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночь).

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Скажите, во сколько ложится ваш ребенок в выходные дни днем и вечером?

3. Культурно-гигиенические навыки.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма. С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным.

Скажите, какие гигиенические процедуры еще не получаются у ваших детей?

4. Закаливание.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

Знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Скажите, какие процедуры вы проводите по закаливанию дома?

5. Физическая культура и двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

Кроме пользы - только польза.

Скажите, какие физические упражнения вы выполняете с детьми дома?

6. Прогулки на свежем воздухе .

Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Когда вся семья совершает такие прогулки – это не только укрепляет здоровье всех, но еще укрепляет семейные взаимоотношения между друг другом.

Скажите, какие прогулки вы совершаете со своими детьми?

7. Отказ от вредных привычек

Ограничение телевизора и компьютера .

Как утверждают специалисты – в стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

Сколько по времени ваш ребенок проводит, в общем, и играя в компьютер, и с телефоном, или планшетом, смотря телевизор?

Еще из вредных привычек можно выделить следующие: вредная еда, курение и употребление алкогольных напитков. Дети видят все это в своем доме в семье и убеждены «если это делают мамы и папы, почему это не могу делать Я».

Скажите, видит ли ваш ребенок дома курение табачных изделий и употребление алкогольных напитков?

8. Сохранение стабильного – психоэмоционального состояния

Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которые спешат его увидеть после долгой разлуки рабочего дня, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду,

то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Сейчас на самом деле очень трудное время. Наших детей пытаются, и зомбировать, и сделать им больно, и плохо. Все это внешние факторы.

Но так редко это происходит и в семьях. Домашнее насилие. Когда ребенок видит, как родители выясняют отношения, покрывают друг друга матом, и даже происходит рукоприкладство, какую пользу почерпнет ребенок? Только вред.

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

Анкета для родителей:

Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”

Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.

Заранее благодарим Вас!

    Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:

плохое,

удовлетворительное,

хорошее? (нужное подчеркнуть.)

    Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________

    В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________

    Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________

    Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________

    Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________

7. Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________

    Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________

    Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю_________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад № 112"

Доклад

«Здоровый образ жизни семьи –

залог полноценного физического и

психического здоровья ребёнка»

Подготовила:

воспитатель

Ёлгина Г. М.

Саранск, 2018 г