Определение остроты слуха с помощью речи. Анализ анкетирования учеников школы

Речевое исследование слуха - шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от врача таким образом, чтобы исследуемое ухо было обращено в его сторону, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода и пальцем, при этом III палец слегка трется о II, в результате чего образуется шуршащий звук, который заглушает ухо.

Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, поэтому обследуемый не должен смотреть в сторону врача. Врач, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, шепотом произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., а затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т.д. В том случае, если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач уменьшает его на 1 м и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.

Количественное выражение результатов данного исследования- максимальное расстояние (в метрах), с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом. Исследование разговорной речью проводят по тем же правилам.

Определение остроты зрения

Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно. При этом в центральной ямке жёлтого пятна сетчатки между двумя возбуждёнными колбочками должна быть одна невозбуждённая. Если же возбуждаются две соседние колбочки, то две точки воспринимаются как одна.

Угол зрения 1 угловая минута соответствует нормальной остроте зрения человека. На этом принципе основана методика определения остроты зрения. Составлены таблицы, в которых элементы букв (или разрывы кольца Ландольта) различаются под углом зрения 1 минута с определённого расстояния (таблица Сивцева-Головина).

Visusрассчитывается по формуле:V = d / D , гдеd – расстояние, с которого пациент различает буквы данной строки, аD – расстояние, с которого пациент должен их различать. Так, десятую строчку сверху (или третью строчку снизу) пациент должен различать с расстояния 5 м. Если он её различает с 5 м, то егоvisusравен 1,0:V = 5 / 5 = 1. Можно пользоваться упрощенным правилом: если пациент видит 9 строчек сверху, егоvisusравен 0,9; если видит 8 строчек сверху –visus= 0,8 и т.д.

Определение поля зрения

Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).

Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.

ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методы изучения функций коры головного мозга

К методам изучения функций коры мозга относятся: удаление всей коры мозга или отдельных ее участков, раздражение коры электрическим током или химическими раздражителями, электрофизиологический метод, микроэлектродный метод регистрации активности нейронов коры мозга, электроэнцефалография, метод регистрации вызванных потенциалов в коре мозга, клинический метод (наблюдение в клинике за больными с поражениями ЦНС), метод условных рефлексов и др.

Электроэнцефалография

Это запись ритмической электрической активности структур головного мозга, т.е. колебаний потенциалов мозга. Регистрация ЭЭГ у человека осуществляется при наложении электродов на кожу головы через специальную токопроводящую пасту или салфетку, смоченную раствором хлорида натрия. Различают 4 основных ритма на кривой ЭЭГ:α (альфа), β (бета), θ (тета), Δ (дельта). Альфа-ритм имеет частоту от 8 до 13 в сек., регистрируется в состоянии лежа или сидя с закрытыми глазами в условиях умственного и физического покоя.Бета-ритм имеет частоты выше 13 (в среднем 70 в сек), регистрируется в бодрствующем состоянии, при умственной работе.Тета-ритм имеет частоту от 4 до 7 в сек., регистрируется при неглубоком наркозе, неглубоком наркозе, при болевых раздражениях, отрицательных эмоциях.Дельта-ритм имеет частоту от 0,5 до 3 в сек., регистрируется во время глубокого сна, глубокого наркоза.

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука - аудиометром.

Исследование слуха живой речью - наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха - производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20-25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

(от лат. audio - слышать и греч. metreõ - измерять) - это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука - аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию , которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию . Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог

Острота слуха

План изучения темы:

1.Определение остроты слуха

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Определение остроты слуха:

1.Возьмите механические часы в руку.
2.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое острота слуха?

2.Какие методы определения остроты слуха вам известны?

Тема 3.7 . Гигиена занятий ИЗО

Основные понятия и термины по теме:

Утомление на школьном уроке, двигательная нагрузка

План изучения темы:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

2. Правильная организация учебных занятий.

Краткое изложение теоретических вопросов: Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервныетики.В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание.


Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Гигиена занятий ИЗО

Задания для самостоятельного выполнения– «не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля

Приложения……………………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ

Слух- важнейшее из чувств, с помощью которого человек ориентируется и поддерживает связь с окружающим миром. Проблемой снижения слуха обеспокоены ученые во всем мире. Среди ведущих причин нарушения слуха выделяют шумовое воздействие. Шум сопровождает человека с момента рождения и его длительное воздействие на слуховые рецепторы приводит к снижению или полной потери слуха. Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные слуховые клетки, которые не восстанавливаются. Мощный звук у самого уха может навсегда повредить слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергают себя намеренно, например, долго слушая громкую музыку. Если не использовать средства защиты, то через некоторое время медленно и незаметно развивается тугоухость.

Самый распространенный атрибут современного подростка - наушники. На переменах можно видеть, что большинство учеников нашей школы используют наушники, а когда снимают их, то разговаривают между собой очень громко, а иногда переходя на крик. Люди некоторых профессий, например звукорежиссеры, радисты, проводят много часов в наушниках, но почему же слух у них ухудшается не так стремительно как у школьников?

Цель работы: Изучить влияние наушников на остроту слуха учеников школы.

Задачи:

1. Провести анкетирование учеников школы о том, как они используют наушники;

2. Выявить наиболее распространенный среди учеников виды наушников, изучить их технические характеристики и определить уровень их звукового давления;

3. Определить остроту слуха до и после использования наушников разных видов;

4. Проанализировать результаты и на основе полученных данных сделать выводы;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: социологический опрос, расчетные методы определения, анализ информационных источников.

1. ВОСПРИЯТИЕ ШУМА ЧЕЛОВЕКОМ

Человек обладает довольно сложным аппаратом для восприятия звуков. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Во внутреннем ухе расположен особый орган – улитка, внутри которой есть чувствительные рецепторные клетки. Звуковые волны собираются ушной раковиной и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек передаются на перепонку овального окна и вызывают колебания жидкости в улитке. Внутри улитки расположено несколько тысяч специальных волокон различной длины, настроенных каждое на определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны вызывают колебание тех волокон, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах. Колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.

В человеческом ухе природой предусмотрен механизм защиты внутреннего уха от повреждений. При воздействии громких звуков мышцы, напрягающие барабанную перепонку сокращаются и перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Но этот механизм защищает только от кратковременных громких звуков, а длительно воздействие приводит к утомлению мышц и повреждению волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг.

По результатам исследований специалистов компании Siemens после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, о острота слуха снижается незначительно и временно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно и их восстановление невозможно. При повреждении чувствительных волосков, ответственных за тот или иной сегмент частотного диапазона, человек больше не может слышать звуки соответствующей частоты. Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор - в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Чтобы потерять слух достаточно 8 часов воздействия звука громче 85 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.

Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является звон или шум в ушах. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, так как в основе этого явления лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

2. АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ

Чтобы выяснить условия использования наушников среди учеников нашей школы мы провели анкетирование, в котором принимали участие 60 учеников с 7до 18 лет. (Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Используете ли вы наушники?

Да

Нет

Возраст

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

Вид используемых наушников

Вставные

Внутриканальные

Накладные

Частота использования

Каждый день

Часто

Редко

Громкость прослушивания

Тихо

Средняя

Максимальная

Длительность использования

До 4 лет

До 6 лет

До 8 лет

Негативное влияние

Да

Нет

Могут ли наушники вызвать нарушение слуха?

Да

Нет

По результатам анкетирования 97% учеников используют наушники, причем более половины пользуются ими каждый день и по несколько часов. Большинство слушают музыку на средней громкости и на максимальной. Многие знают, что наушники могут вызвать нарушение слуха и 26% опрошенных нами учеников уже испытывали негативные последствия, например, шум или писк в ушах, головокружение.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУШНИКОВ И РАСЧЕТ УРОВНЯ ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Наиболее распространенными типами наушников среди школьников являются внутриканальные и вставные (Рис. 1).

Рис.1. Виды наушников

Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование о влиянии различных типов наушников на здоровье потребителей. Ими были получены следующие результаты: чем меньше наушники, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от уровня громкости. (Таблица 2)

Таблица 2.

Уровень громкости

Supra-aural

Earbud

Isolator

15-30 дБ

неограниченно

неограниченно

неограниченно

30-50 дБ

20 ч

3-4 ч

50-80 дБ

4 ч

30 мин

80-100 дБ

50-60 мин

10 мин

5 мин

Таким образом, учеными был сделан вывод, что наиболее безопасны для слуха - supra-aural, а наиболее вредны - isolator. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления и максимально приближают источник звука к внутреннему уху. Звуковое давление, создаваемое портативной аппаратурой, в области , примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 120 дБ. Соответственно, чем больше громкость звучания, тем меньше времени требуется на то, чтобы повредить слух.

В Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 дБ, а компания Sony стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Школьники довольно часто используют именно наушники-вкладыши, которые позволяют слышать то, что происходит вокруг. Это служит поводом для повышения громкости на шумных городских улицах и в транспорте до максимальных пределом.

Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Звуки в 130 дБ вызывают у человека болевые ощущения, а в 150 дБ становятся непереносимыми. Звук 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций.

При прослушивании музыки в наушниках механизм слуха, работающих в обычных условиях, остается не задействованным. Наушники проецируют звук прямо в ухо, а ушная раковина, которая является основным механизмом локализации звука в пространстве, вообще не участвует в формировании звука. Немаловажным является и то, что подростки не расстаются с наушниками на улицах. Получается, что такой подросток существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в виртуальном зале, поэтому его мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. В результате такого «раздвоения» можно не только упасть на ровном месте, но и попасть под колеса машины, получить травму и даже лишиться жизни.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. У здоровых людей она может быть различна.

Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. За неимением приборов для определения остроты слуха в данной работе мы использовали простой расчетный метод, который приведен в учебнике биологии , а в качестве оборудования применяли механические часы и линейку.

К уху испытуемого приставляют механические часы и затем отодвигают их медленно до тех пор, пока не исчезнет тиканье. В момент исчезновения звука нужно измерить расстояние между часами и ухом, определяя слуховую чувствительность (L 1 ). Чем больше расстояние между часами и ухом, тем лучше слуховая чувствительность. Отодвигаем на расстояние вытянутой руки часы и медленно их приближаем к уху до появления едва заметного звука, измеряем это расстояние - это порог слуха (L 2 ). Вычисляем среднюю цифру между этими показателями: порогом слуха и слуховой чувствительностью.

Острота слуха =(L 1 +L 2 )/2

Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Затем испытуемым предлагалось прослушать музыку в наушниках на той громкости, на которой обычно слушают и повторно определить остроту слуха. Результаты исследования представлены в таблице 3. (Приложение 1).

Таблица 3. Значения остроты слуха школьников

Острота слуха

До использования наушников

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

Выше нормы

47 %

13 %

40 %

33 %

53 %

13 %

По результатам определения остроты слуха построены диаграммы.

Из диаграммы видно, что до прослушивания наушников у 87 % учеников острота слуха в норме или выше нормы. После использования наушников снижение слуха наблюдается у 40 % испытуемых. Данные подтверждают, что даже кратковременное использование наушников снижает остроту слуха.

На основе полученных данных надо сделать следующие выводы:

1. По результатам анкетирования наушниками пользуются 97 % учеников школы.

2. Наиболее опасные наушники для слуха - вставные, а наименее - накладные. Большинство учеников школы пользуются наиболее опасными вставными и внутриканальными наушниками. Некоторые уже отмечали у себя негативные последствия от применения наушников: шум в ушах, головокружение;

3. Наибольшему риску подвергаются ученики 7-9 классов, так как они больше времени пользуются наушниками;

4. Использование наушников даже непродолжительное время приводит к ухудшению слуха человека;

Изучив информационные источники, приведем некоторые рекомендации для безопасного использования наушников.

1.Уменьшайте количество времени использования наушников, иначе с возрастом будите пользоваться слуховым аппаратом;

2. Слушайте музыку при громкости, не превышающей 50% от максимально возможной, и сократите время использования наушников до 1 часа в день или менее;

3. Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ;

4. Пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости;

5. Отдыхайте на природе («слушайте тишину»)

6. Грамотно выбирайте марку наушников при покупке. По возможности переходите от наушников-вкладышей на накладные наушники;

7.Периодически проверяйте слух у врача;

8.После умственной работы, ни в коем случае, не слушайте громкую музыку (особенно рок), так как басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации теряется;

9. Использование наушников с превышением нормальной для человеческого организма громкости (более 85 дБ) или в течение продолжительного времени может ухудшить ваш слух;

10.Всегда приглушайте звук, прежде чем использовать наушники и постепенно прибавляйте звук;

11. Звон в ушах и другие ощущения дискомфорта могут послужить сигналом того, что у вас возникают проблемы со звуком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При прослушивании музыки с помощью наушников нужно помнить, что с течением времени чувствительность слуха начинает притупляться. Уши адаптируются к громкому звуку, и слушатель может ощутить падение громкости, хотя на самом деле положение ее регулятора не менялось. В таком состоянии очень просто поддаться желанию и увеличить громкость воспроизведения до такого уровня, при котором прослушивание станет рискованным. Акустические травмы не всегда проявляются одинаково. Повреждения слуха обладают кумулятивным эффектом, т. е. могут накапливаться со временем и проявляться в самый неожиданный момент без особых предупреждений.

Прежде чем покупать наушники, необходимо задуматься, где и когда они будут использоваться. Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки.

Нормальный слух очень важен для того, чтобы не только наслаждаться музыкой, но и для жизни в целом. Поэтому необходимо защищать свой орган слуха от негативного воздействия шума, чтобы сохранить слух его на долгие годы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.

2. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.

3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

5. Тэйлор Р. «Шум.» Пер. с англ. Д. И. Арнольда. Под ред. М. А. Исаковича. М., «Мир», 1978.

6. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Н. Загорской и др. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.: ил.

Электронные ресурсы:

7) http://www.istok-audio.com/pages.php?part=info&sub=80

8) http://ivanstor.narod.ru/noise/203.htm

9) http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета

  1. Слушаете ли вы музыку в наушниках?

А) Да Б) Нет

  1. Ваш возраст? _____________
  1. Какими наушниками вы пользуетесь?

А) вставные Б) внутриканальные В) накладные

  1. Как часто вы используете наушники?

А) Каждый день Б) Редко В) Часто

  1. Изучаете ли вы технические характеристики перед покупкой наушников?

А) Да Б) Нет

  1. На какой громкости вы обычно слушаете музыку?

А) Тихо Б) Средне В) На всю громкость

  1. Давно ли вы пользуетесь наушниками?___
  2. Испытывали вы дискомфорт после использования наушников? Какой?

А) Нет

Б) Да

В) Головокружение

Г) Тошнота

Д) Закладывание ушей

Е) Понижение слуха

Ж) Темнота в глазах

З) Свой вариант

  1. Как вы считаете вредно ли слушать музыку в наушниках?

А) Да

Б) Нет

В) Может быть

Г) Не знаю

Приложение 2.

Таблица 4. Значения остроты слуха школьников

Номер испытуемого

Возраст

До использования наушников

После использования наушников

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Слуховая чувствительность L 1 ,см

Порог слуха L 2 ,см

Острота слуха, см

Сравнение с нормой

(10-15 см)

Тип наушников

Уровень громкости

Выше нормы

В норме

Накладные

Выше среднего

13,5

В норме

Ниже нормы

В норме

Ниже нормы

В норме

10,5

В норме

10,5

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

Ниже нормы

Выше нормы

18,5

Выше нормы

В норме

Ниже нормы

15,5

Выше нормы

В норме

Выше нормы

Выше нормы

14,5

В норме

Ниже нормы

11,5

В норме

В норме

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

В норме

Исследование состояния слуха - одна из наименее болезненных медицинских процедур, к тому же она представляет большой интерес для самого пациента. Современные методики определения остроты слуха включают тональную пороговую аудиометрию. Такой способ подходит для выявления малейших нарушений слуха на относительно стадиях, когда сам человек может их даже не замечать.
При нормальном слухе график-аудиограмма представляет собой плоскую линию без выраженных пиков, что означает, что все частоты воспринимаются человеком примерно одинаково.

Полное обследование с подробной у врача-сурдолога, который проводит отоскопию или осмотр барабанной перепонки и наружного уха. Это быстрая и безболезненная процедура включает в себя проверку наличия механических повреждений и патологических состояний внешнего уха. Сурдолог выясняет у пациента, беспокоят ли его распространенные нарушения слуха - звон в ушах, неразборчивость речи, фоновый гул. После отоскопии врач приступает к аудиометрии или измерению слуха.

Острота слуха не меняется в зависимости от вашего состояния. Поэтому для обследования используются методы абсолютных или точных измерений. Самый популярный из них - аудиометрия, которая представляет собой высокотехнологичный способ определить порог слышимости пациента, измерить его остроту слуха, выявить возможные отклонения.

Современная аудиометрия

Аудиометрия не имеет противопоказаний и не может дать -либо отклонения. Она бывает двух типов - тональная и речевая. Тональная аудиометрия определяет порог слышимости пациента, выявляя самые тихие звуки, которые он может различить. Во время тональной аудиометрии специалист выясняет, насколько хорошо пациент может различать звуки различных низких и высоких частот в основном в диапазоне от 250 до 8000 Герц. Именно к этому диапазону относится человеческая речь.
Аудиограмма нужна для подбора слухового аппарата, поскольку наглядно отображает, какие именно частоты нужно усилить.

Речевая аудиометрия , чтобы понять, как хорошо пациент может разобрать человеческую речь. Поскольку иногда у пациента без видимых нарушений слуха могут возникать проблемы с ее пониманием.

По результатам исследования специалист должен составить график-аудиограмму, на котором отражается острота слуха пациента. Аудиограмма