Больные афазией. Причины развития заболевания

Помощь человеку с афазией

Афазия - утрата или искажение речи у взрослого человека чаще всего является следствием инсульта. Процесс восстановления обычно занимает долгое время, и здесь очень важны совместные усилия логопедов и близких людей. Подробнее о том, как помочь человеку восстановить речь, читайте в статье.

После выписки

Не всегда, далеко не всегда, человек выздоравливает за 21-24 дня нахождения в стационаре. Не стесняйтесь спрашивать у врачей, что делать дальше, ведь процесс реабилитации (восстановления) идет от полугода до 6 лет. Длительность его зависит:

От состояния сосудов. Различные обследования покажут способность сосудистой ткани к восстановлению или определят, насколько соседние участки смогут возместить утраченную функцию.

От возраста пациента. Это совсем не означает, что если вам 73, то нечего и ждать. Напротив, практика показывает, что пожилые больные восстанавливаются быстрее и полнее. Но фактор возраста необходимо учитывать.

От характера больного и типа его психики. Люди, «быстрые на подъем», легче приспосабливаются, схватывают помощь на лету.

От помощи, которую оказывает больному логопед. Т.е. больному необходимы занятия с логопедом. Не пытайтесь самостоятельно, без специальной подготовки, начинать восстановление, можно «наломать таких дров», что и не исправить. Невозможно будет переломить стереотипы речи, которые могут появиться при такой некомпетентной помощи. Не оказывайте близкому человеку «медвежьей услуги», согласитесь, что каждому делу - свой специалист.

С больным можно проговаривать вместе:

Это касается устной речи. Но, как правило, страдает письмо и счет - так называемые аграфия, акалькулия, а также чтение - алексия. Есть действия, которые не приведут к непоправимым последствиям. Например, можно написать в столбик довольно крупным шрифтом:

Имена близких;

Географические названия (эмоционально значимые для вашего родственника, связанные с его жизнью);

Продукты;

Вывески.

Виды афазии и ее проявления

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр Брока), развивается при повреждении задненижних отделов лобных долей головного мозга (зона Брока) доминантного полушария

Распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма. Нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает. В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры, при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария, в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем.

Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект - невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Понимание речи не страдает. Самостоятельная речь плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Может отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов. Вместе с тем беглость речи не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны.

Сенсорная афазия развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария обычно в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии или иного локального поражения.

Утрата фонематического слуха. Нарушение понимания устной и письменной речи, возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.

Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных. Возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), речь больного становится непонятной для окружающих ("речевая окрошка"). Страдает самостоятельная речь, повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. В основе этой афазии лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

Сенсомоторная афазия при обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга.

Страдает инициация речи, фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.

Динамическая афазия (транскортикальная моторная) развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария

Проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. Распад внутренней речи. Нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Уменьшение беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфный стиль и аграмматизмы в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Повторение слов и фраз за врачом сохранено. Более характерны вербальные персеверации.

Акустико-мнестическая афазия - развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В основе - нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. Понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено.

Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трех форм афазии сугубо теоретическим.Номинальная афазия , близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Подкорковые афазии . В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер.

Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию ВерникеКожевникова (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом.

При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными.

Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какомулибо определенному виду афазий.

Семантическая афазия (транскортикальная сенсорная). Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.

Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта. В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.

В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи.

Субкортикальная моторная афазия (афемия, малый синдром Брока). Также возникает при поражении задненижних отделов лобных долей головного мозга, но обычно при меньшем объеме повреждения мозговой ткани. Малый синдром Брока характеризуется уменьшением беглости спонтанной речи, трудностями повторения слов и называния предметов по показу, нарушением артикуляции. В то же время в отличие от эфферентной моторной афазии письменная речь при афемии остается интактной, в том числе в острейшем периоде. Последнее обстоятельство дает основание некоторым авторам считать афемию апраксией речи, а не одним из видов афазий.

Причиной афемии обычно является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне корковых ветвей левой средней мозговой артерии. Как правило, при этом не бывает стойких двигательных нарушений, однако в остром периоде может отмечаться центральный паралич мимических мышц, легкий преходящий гемипарез.

Транскортикальная смешанная афазия . Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической (транскортикальной моторной) и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом.

Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.

Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Сегодня речь пойдет:

Афазия - это расстройство речи, при котором человек полностью или частично не может выражать свои мысли при помощи речевого аппарата или же не в состоянии быть участником коммуникативного акта. Нередко больные не понимают фраз, которые к ним обращены. Данное заболевание требует длительного лечения и специального обучения навыкам речи и общения.

Характерной особенностью афазии является утрата речевых навыков уже после того, как речь была сформирована. Афазия может наблюдаться как у пожилых людей, так и у совсем маленьких детей от 3-х лет. Речь пациентов с афазией резко отличается от речи здоровых людей своей экспрессией, интонацией и выразительностью. Больные не могут вести связную беседу, у них также нарушается письменная речь (чтение, письмо). Страдает непосредственно не артикуляционный аппарат речи, а формирование речи на уровне коры головного мозга. Вид и разновидность недуга зависят от того, где именно располагается поврежденный участок головного мозга.

Данное заболевание впервые было описано в 30-е гг. 20 века. С тех пор ученые продолжают развивать учение об афатических расстройствах. Помимо коммуникативного аспекта афазия затрагивает также психические процессы, опорно-двигательную и сенсорную системы, поэтому данное заболевание требует длительного лечения и совместной работы сразу нескольких специалистов: невролога, терапевта, логопеда, психолога.

Причины афазии


Специалисты называют несколько факторов, которые влияют на возникновение подобного расстройства. К основным причинам афазии относится: Чаще всего афазия возникает после инсульта или тяжелых травм головы. Данный недуг преимущественно наблюдается у пожилых людей, хотя афазия может возникнуть и в юном возрасте.

Виды и симптомы


Существует несколько классификаций афазии, основанных на разных основаниях. Исследователи пытались разграничить афазию в соответствии с лингвистическими, анатомическими, психологическими критериями. Мы несколько подробнее остановимся на результатах подобного разграничения. Однако самой популярной и наиболее полной считается классификация доктора А. Лурия.

Итак, в соответствии с расположением поврежденного участка головного мозга, говорят о семантической афазии (повреждена теменная доля), моторной афазии (повреждены задние отделы лобной доли), сенсорной афазии (повреждена височная доля), амнестической афазии (повреждены внутренние отделы височной доли).

С точки зрения неврологии данное заболевание может быть моторным и сенсорным.
Сообразно лингвистической концепции афазия подразделяется на вербальный тип (маленький словарный запас, нарушение в образовании слов), номинальный тип (больной не воспринимает речь и не может использовать слова для выражения мыслей), синтаксический тип (нарушение синтаксической целостности предложения), семантический тип (искажение смысла воспринимаемой речи).

Наконец, предложенная доктором А. Лурия классификация выглядит следующим образом:

1. Моторная афазия (эфферентная и афферентная)

Поражаются области в зоне Брока. При данном типе больной переставляет слоги, подменяет звуки. У него нарушается интонационный рисунок, при разговоре возникают длинные паузы. Больной немногословен, его речь крайне скудна. Он не может связать слова в одно грамматически верное построенное предложение, но понимает то, что ему говорят. Из-за поражения лобной доли мозга нарушается еще и моторика, поэтому часто мимика пациента искажена.

2. Сенсорная афазия

При сенсорной афазии (афазии зоны Вернике) больные строят длинные предложения, которые верны с синтаксической точки зрения, но абсолютно бессмысленны с точки зрения семантики. Понять речь такого человека невозможно. Кроме того, больные плохо воспринимают чужую речь, поэтому при сенсорной афазии как-либо взаимодействовать с пациентами очень трудно. Больные не могут писать, но чтение вполне им удается.

3. Семантическая афазия

Больной в целом понимает речь, его также легко понять, однако в процессе говорения пациент может забыть название какого-либо предмета, не вспомнить значение фразеологизма, запамятовать название города или реки. Люди с семантической афазией не могут строить причастные и деепричастные обороты, использовать фигуры речи. При чтении многие очевидные вещи кажутся им непонятными. Речь пациентов максимально проста и незамысловата, для того, чтобы они поняли другого человека, нужно, чтобы тот использовал самые простые и обыденные слова, не прибегая к метафорическим переносам, крылатым фразам и проч.

4. Акустико-мнестическая афазия

При данной форме афазии больной забывает название предметов. Он не может выучить стихотворение, повторить за человеком связную цепочку из разных слов. С другой стороны, больной вполне нормально ведет беседу, но часто не может вспомнить название предмета, который ему показывают.

5. Динамическая афазия


Поставить верный диагноз можно лишь при сплоченной работе нескольких специалистов. Так, больного осматривает невролог, психолог, логопед, терапевт и нейропсихолог. Во время первичного осмотра врачи обращают внимание на внешние проявления заболевания (нарушение мимики, асимметрия лица и проч.). Выявляется нарушение речи, обязательна консультация логопеда. Затем больного отправляют на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию мозга, проводят электроэнцефалографию. Комплексная диагностика позволяет с большей точностью выявить имеющиеся нарушения и назначить должное лечение.

Лечение афазии строится по индивидуальным показателям. Оно включает в себя занятия с логопедом, прием лекарственных препаратов, физиотерапию, хирургическое вмешательство, если таковое требуется. Больному нужно запастись терпением, т. к. лечение длится долго, но не всегда удается достичь положительных результатов. Очень важно, чтобы близкие люди также участвовали в адаптации пациента, использовали в беседе с больным короткие простые предложения, говорили с ним не как со слабоумным, а как с обычным собеседником. Специально для: - http://сайт

Афазия – это нарушение речи, при которой теряется способность говорить, выражать свои мысли, а также пропадет полное понимание речи и возможность читать и писать. Афазия у больных проявляется в виде разных форм, а степень тяжести зависит от выраженности речевого расстройства.

Например, у одной группы пациентов афазия проявляется полной потерей речи, т.е. больной не может выговаривать отдельные звуки. Другая группа пациентов может говорить, но их речь непонятна и искажена. Очень редко некоторые пациенты испытывают только некоторые затруднения речи. Но возможны случаи, когда больные полностью утрачивают возможность понимать речь окружающих.

Если нарушается движения органов артикуляции (движения языком, губами и др.), то больной не может произносить отдельные звуки, но возможны случаи, когда больной не может подобрать нужные слова, но при этом звуки речи он говорит хорошо.

Формы афазии зависят от локализации поражения головного мозга и от того, как она проявляется в каждом случае отдельно. Это можно объяснить тем, что за каждую структуру нашей речи ответственный определенный участок головного мозга.
Итак, давайте подробно рассмотрим виды афазии.
Видео про формы афазии, симптомы и признаки.

Сенсорная афазия.

Иными словами, расстройства рецептивной речи, словесная «глухота», беглая афазия.

Данный вид афазии встречается при повреждении зоны Вернике (у правшей эта зона находится в области верхней извилины височной доли левого полушария ближе к задней трети – сильвиева борозда). В норме зона Вернике отвечает за восприятие головным мозгом слухового состава речи, а при патологии утрачивается возможность понимать устную речь в разной степени сложности. При этом, речь самого больного тоже нарушается, она приобретает вид «словестной окрошки», т.е. звуки и слова, которые схожи по звучанию, но далеки по смыслу, путаются. Сохраняется правильное произношение только знакомых и простых слов. Возможно возникновение и логореи (не возможность контролировать свою речь, словестное недержание). Следует отметить, что при данной форме афазии интеллект больного не страдает. Одним из ярких признаков данной афазии является то, что речь больного практически не содержит существительных слов, в основном предложения строятся из глаголов и вводных слов. Больной не может записать под диктовку, но прочитанное лучше воспринимает, чем услышанное. Также возникает акалькулия – нарушение счета. Данная афазия возникает при эмболизации средней мозговой артерии, а именно, нижней ветви (реже опухоли, энцефалит, кровоизлияния).

Клиническое проявления.
Речь звучит без усилия, грамматически правильно, но трудно понять смысл слов из –за их путаницы и нарушения структуры предложения. Всегда нарушается понимание устной и письменной речи. Часто возникает нарушение чувствительности, а двигательные расстройства встречаются редко.

Восстановление речи при сенсорной форме.

Моторная афазия.

Иными словами, расстройство экспрессивной речи, замедленная афазия.

Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока (поражение третьей извилины лобной доли левого полушария) и корковых зон, прилегающих к центру Брока. При данном виде афазии наблюдается комплексное нарушение письменной и устной речи, при чем, часто расстройства сопровождаются пассивностью больного и значительной инертностью нервных процессов. Как правило, моторная афазия возникает при нарушении кровообращения средней мозговой артерии, а именно, верхней фронтальной ветви. Значительно реже афазия возникает из – за абсцессов, опухолей, метастазов, энцефалита, гематомы.

Клинические проявления. Речь медленная, редкая, в телеграфном стиле, произносится с усилием. Часто встречается и патология письменной речи. Но понимание устной речи и написанного сохранено. При значительном поражении возможны спастический гемипарез (парез ноги и руки с одной стороны). Потеря чувствительности возникает крайне редко.

Восстановление речи.

Амнестическая афазия, «потеря памяти слов», словестная амнезия.

Встречается при патологии нижних и задних отделов височной и теменной областей коры головного мозга левого полушария (у правшей). Диагностируется в том случае, если больной не называет предметы при сохраненной способности их характеризовать. А при подсказке первого звука или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Письменная речь нарушается по такому же типу. Грамматическая структура фраз, понимание устной и письменной речи сохраняется.

Тотальная или глобальная афазия.

Проявляется полной потерей способности понимать речь окружающих и говорить. Встречается при массивном повреждении доминантного полушария головного мозга, при этом нарушаются моторная и корковая зоны речи. Возникает при закупорке средней мозговой артерии или внутренней сонной артерии, которые кровоснабжают доминантное полушарие головного мозга. Значительно реже вызывают травмы, опухоли или кровоизлияния.

Клинические проявления. Больной не может произносить и понимать слова. Также значительные ухудшения наблюдаются со стороны слухового восприятия, способности читать, повторять слова и писать. Речь замедлена и очень бедная. Часто встречается гемипарез.

Диагностика различных форм афазии проводится с целью определения локализации очага повреждения. Первые этапы лечения афазии комплексные и проводятся в стационаре. Назначение лечения производится индивидуально с учетом формы афазии, основного заболевания, соматического и неврологического статуса и возраста больного. Восстановительная терапия проводится в амбулаторных условиях.

Когда начинать занятия.

Афазия - это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга - поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.
Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак - расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне). Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом. Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся. Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача - научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни.

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена. Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Возникает при поражениях теменно - затылочной части левого полушария. Особенность - неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения - средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно - височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен. Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи. Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость - самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия - один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор - клинический признак данной формы. Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств. Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно. Чаще всего такой тип болезни - предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико - базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному. К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи - врач - афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью - врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей.

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь - правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Афазия – это частичное или полное нарушение речи, причиной развития которого служит органическое поражение отдела коры мозга, отвечающего за речевую функцию. При развитии данного заболевания наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах.

Больные люди способны воспринимать звуки, однако речь им напоминает чужой язык. То есть человек слышит слова, однако не может понять их смысл. В некоторых случаях одновременно возникают проблемы с произношением и нарушение понимания смысла речи.

Афазия может сопровождаться легкими симптомами или тяжелыми расстройствами. Если заболевание имеет сложное течение, страдает психическое здоровье человека и нарушается работа опорно-двигательного аппарата. Патология приводит к изменению личности больного, а потому лечение должно осуществляться при участии неврологов, логопедов и психотерапевтов.

Классификация

Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:

  1. Сенсорная или афазия Вернике . При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия . В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия . Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия . Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия . Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия . Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

Причины афазии

К возникновению афазии может привести любая болезнь или патологический процесс, провоцирующий раздражение определенной доли мозговой коры или нервных путей. К ним относят следующие отклонения:

  1. Нарушение кровообращения в мозге – оно может иметь острый или хронический характер.
  2. Опухолевые образования в головном мозге.
  3. Травматические повреждения мозга.
  4. Развитие абсцесса в головном мозге.
  5. Демиелинизирующие патологии, для которых характерен распад миелина – этот белок обеспечивает передачу импульсов по нервным волокнам. Подобные нарушения возникают при рассеянном склерозе или энцефаломиелите.
  6. Эпилепсия – патология, для которой характерно появление эпилептогенного очага в мозге. Время от времени в нем внезапно возникает электрический разряд, что приводит к нарушению работы мозга.
  7. Отравление токсическими веществами – это могут быть яды и соли тяжелых металлов.
  8. Дегенеративные патологии – постепенно провоцируют изменение строения мозга. К ним относят болезнь Крейцфельда-Якоба, которая имеет инфекционное происхождение и проявляется в виде развивающегося слабоумия и большого количества неврологических симптомов.

К факторам риска развития афазии обычно относится пожилой возраст, наличие пороков сердца, атеросклероз и гипертония.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают. Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Диагностика

Чтобы поставить правильный диагноз, врач должен уделить особое внимание сбору и анализу анамнеза, ведь такой вид нарушений связан с цереброваскулярными патологиями. При продолжительном течении заболевания, которое влечет за собой изменения личности, в старческом возрасте у человека может развиться болезнь Альцгеймера или Пика.

Если возникает необходимость, врач собирает семейный анамнез и подробно опрашивает близких родственников. Немаловажное значение имеет психическая оценка состояния пациента и проведение неврологического исследования.

Специалиста может интересовать, как давно появились проблемы с речью и какое событие предшествовало их возникновению. Это может быть черепно-мозговая травма, судорожный приступ, нарушение кровообращения в мозге. Чтобы поставить точный диагноз, требуется консультация множества узких специалистов – неврологов, логопедов, психологов.

Так, невролог выявляет нарушения речи и другие признаки – изменение высоты рефлексов, опущение уголка рта, слабость конечностей, асимметрию лица. Логопед должен определить существующие нарушения речи и запланировать мероприятия по ее восстановлению.

Для диагностики афазии также могут применяться следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография – с помощью этого метода удается оценить электрическую активность определенных долей мозга. Этот показатель может отклоняться от нормы при самых разных патологиях.
  2. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – они позволяют послойно проанализировать строение мозга, определить нарушение строения его ткани. Кроме того, благодаря этим процедурам можно выявить опухолевые образования, гнойники, кровоизлияния, очаги поражения нервной ткани.
  3. Магнитно-резонансная ангиография – с помощью данного исследования можно определить целостность и проходимость мозговых сосудов. Также оно позволяет выявить аневризмы, сужения сосудов и сосудистые мальформации, которые представляют собой своеобразный клубок, состоящий из вен и артерий.

Лечение и коррекция

Пациенту с таким нарушением требуется постоянное внимание врачей и поддержка родственников. При выборе тактики терапии следует принимать во внимание тот факт, что человек не воспринимает речь, поэтому рекомендации нужно доводить до его сведения различными способами. Для этой цели можно использовать жесты, рисунки или воспроизведение аналогичных действий.

Терапия должна включать лечение основного заболевания и проведение занятий с логопедом. Стоит учитывать, что на восстановление речи может понадобится несколько лет. В этот период больной нуждается в поддержке близких людей.

Конечно, лечение афазии не может быть эффективным без устранения основного нарушения, которое привело к ее развитию. Для этого могут проводиться такие мероприятия:

  1. Оперативное удаление опухолевого образования.
  2. Удаление кровоизлияния, если оно локализуется поверхностно и может быть ликвидировано с помощью хирургического вмешательства.
  3. Применение противосудорожных средств, которые помогают предотвращать приступы эпилепсии.
  4. Удаление гнойника из черепной полости, которое осуществляется оперативным путем. После этой процедуры обязательно нужно назначить больному антибактериальные препараты.
  5. Нормализация давления. Также человеку могут быть выписаны средства для улучшения кровообращения в мозге и нормализации обмена веществ при подобных проблемах. Врач может назначить ноотропные препараты и ангиопротекторы.

Тактика занятий с логопедом подбирается в индивидуальном порядке – это зависит от вида патологии. Первые сеансы должны быть посвящены мотивированию пациента к восстановлению речевых функций. Логопеду нужно постараться предотвратить возникновение в его речи стереотипных фраз.

Работа с человеком, страдающим афазией, обязательно должна проводиться в разных направлениях. Очень важно работать над письменной и устной речью. Не меньшее значение имеет стимулирование запоминания и восстановление способности к чтению.

Обычно пациенты с этим нарушением адекватно воспринимают окружающую действительность, однако заболевание может спровоцировать развитие депрессивных состояний или агрессивности. Человек может потерять интерес к продолжению терапии. В подобных ситуациях нельзя обойтись без помощи психолога. Успешное восстановление невозможно без поддержки близких. Люди, окружающие больного человека, должны придерживаться определенных правил:

  1. Не стоит в присутствии пациента говорить с другими людьми о его болезни, проблемах и прогнозах на выздоровление.
  2. Очень важно стимулировать человека самостоятельно начинать вести беседу. Нельзя вместо него произносить сложные слова.
  3. Пациент, страдающий этим нарушением, нуждается в постоянной помощи при реализации врачебных рекомендаций. Нужно подобрать доступный метод объяснения предстоящих процедур, контролировать прием лекарственных препаратов.
  4. Такой человек нуждается в регулярном общении. Чтобы замедлить возникновение других речевых отклонений, следует постоянно разговаривать с больным, объяснять ему происходящие события, читать вслух. С помощью телевизора или газет он не сумеет восстановить нарушенную речь.
  5. Важно проявить максимальное терпение, ведь нередко больному приходится объяснять непонятные термины по несколько раз.

Прогноз

На интенсивность симптомов заболевания и прогноз влияет область поражения головного мозга. Особенности протекания патологии напрямую зависят от состояния здоровья человека и его возраста.

Как правило, врачи и логопеды добиваются восстановления определенных речевых функций. Конечно же, лучший прогноз имеют люди молодого возраста. Однако отдельные формы патологии, которые появляются у детей дошкольного возраста, могут спровоцировать крайне серьезные последствия и даже полную утрату речи.

В большой степени дальнейшее состояние человека зависит от занятий с квалифицированным специалистом – логопедом. Не меньшее значение имеет помощь родственников, которые должны оказывать больному моральную поддержку в сложный период восстановления.

Чтобы прогноз был максимально благоприятным, коррекция должна проводиться в течение длительного периода времени. Только благодаря этому удастся обеспечить постепенный выход из афазии.

Профилактика